06
Сентября

«Ак жол» предлагает Правительству разработать комплекс мер по развитию МСБ в добывающих регионах, включая участие крупных недропользователей - депутатский запрос

 

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Сагинтаеву Б. А.

 

 

Озвучен 5 сентября 2018 года

 

Депутатский запрос

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

 

Глава государства постоянно ставит задачу обеспечить к 2050 году долю малого и среднего бизнеса в ВВП Казахстана на уровне не менее 50 процентов.

В этой связи 31 мая прошлого 2017 г. фракция «Ак жол» направила депутатский запрос Правительству с предложением разработать комплексную Концепцию развития малого и среднего предпринимательства на 2018-2050 годы.

            

30 июня того же года, в ответе на наш запрос, Вы, уважаемый Бакытжан Абдирович, сообщили, что Правительством разработан детальный план по развитию массового предпринимательства, реализация которого запланирована до конца 2018 г. Вы предложили вернуться к рассмотрению вопроса разработки предлагаемой Концепции в конце нынешнего года; а в феврале т.г. на заседании Правительства доложили Президенту, что «доля МСБ в экономике достигла почти 27%» (https://abctv.kz/ru/news/dolya-msb-v-vvp-dostigla-27).

Нужно признать, что Правительством предпринимаются немалые усилия в этом направлении. В то же время, фракция «Ак жол» вынуждена констатировать несбалансированность этих усилий.

Можем сослаться в этом плане на результаты наших встреч с предпринимателями, в частности, по вопросу реализации 5 социальных инициатив Президента Н.Назарбаева, где в ряде регионов, вопреки радужным отчетам, отмечаются срывы графиков микрокредитования малого бизнеса.

Ещё более тревожным, на наш взгляд, является крайне низкая доля МСБ в ряде регионов. Если общий вклад МСБ в экономику приближается к 27%, то в Атырауской и Мангыстауской областях по итогам 1 квартала т.г. эта доля едва составляет 15%, ВКО – 13,5%, а в Карагандинской, Кызылординской и Павлодарской областях и вовсе 10-11% - т.е. в 2,5 раза ниже среднего уровня и в 5 раз (!) ниже планки, поставленной Президентом на перспективу.

Госорганы привычно списывают такой дисбаланс на преобладание крупных добывающих предприятий в этих областях. Однако в свете поставленной задачи в 50%, такой подход выглядит по меньшей мере неубедительным.

Более того – где, как не в промышленных регионах малый и средний бизнес может быть встроен в производственную цепочку и получить загрузку от крупных партнёров? И если в других областях сегодня бизнес выживает вокруг государственных закупок, то в перечисленных региональных рынках, у малого и среднего бизнеса, помимо бюджета, есть и более состоятельные потенциальные заказчики из числа иностранных инвесторов и их добывающих гигантов.

Не случайно в ходе обсуждения Кодекса о недрах осенью прошлого года депутаты «Ак жола» и партии «Нур Отан» принципиально настояли на преференциях отечественных производителей в закупках иностранных недропользователей. Именно эти нормы должны стать источником развития казахстанского малого и среднего бизнеса в добывающих регионах.

Но то, что этого не произошло – говорит об упущениях как местных властей, так и уполномоченного органа в работе с сырьевыми гигантами в выполнении ими контрактных обязательств по казахстанскому содержанию.

18 января т.г. фракция «Ак жол» направила Правительству депутатский запрос о необходимости воздействия на крупных недропользователей, игнорирующих нормы о местном содержании.

Так, только за прошлый год Министерством инвестиций и развития РК было рассмотрено 71 обращение отечественных предпринимателей на закупки недропользователей, и направлено 596 уведомлений о нарушении контрактных обязательств. Среди постоянных нарушителей – крупнейшие корпорации, такие как Казахмыс, ССГПО, Казцинк, Актюбинская медная компания, и т.д. Имеются случаи, когда при контрактных обязательствах в 50 и более % казахстанского содержания, выполнение отдельными компаниями составило от 0 до 2%.

16 февраля 2018 г. на наш запрос Вы сообщили, что по результатам 2017 года будет проведен анализ исполнения контрактных обязательств, в том числе по местному содержанию, по результатам которого планируется принятие мер, установленных законодательством. Но никаких дальнейших сведений не последовало.

Приходится предполагать, что при сохранении сложившейся ситуации, малый и средний бизнес в наших богатых природными ресурсами областях никогда не выйдет на обозначенный Президентом уровень.

Между тем, сырьевые гиганты должны не только зарабатывать на природных ресурсах, но и создавать производственные связи с местным бизнесом, привлекать и загружать малые и средние предприятия, служить драйверами местной экономики. Ведь любое крупное предприятие закупает оборудование и материалы, строительные и ремонтные работы, сервисные услуги, одежду и питание для сотрудников и многое другое.

И то, что они по-прежнему не делают этого с местными партнёрами – показывает нацеленность добывающих компаний не на казахстанских, а на зарубежных производителей и поставщиков.

В этой связи вынуждены напомнить, что в Послании «Третья модернизация Казахстан: глобальная конкурентоспособность», Нурсултан Назарбаев обратил внимание на приоритет национальных экономических интересов Казахстана в отношениях с международными инвесторами.

И выявленный провал развития МСБ в ряде сырьевых областей есть прямое следствие недостаточной работы в этом направлении.

Судя по результатам, у некоторых регионов не хватает настойчивости и современных подходов в отношениях с сырьевыми магнатами для продвижения национальных экономических интересов.

Партия «Ак жол» считает, что развитие малого и среднего бизнеса на местах – задача не только акимов, но и Правительства. Местные власти должны создавать условия, при которых инвесторам было бы привлекательным работать с казахстанским МСБ, а Правительство – корректно, но настойчиво подвигать транснациональные корпорации к выполнению контрактных обязательств, включая местное содержание, и требовать такой же настойчивости от акимов.

В этой связи, уважаемый Бакытжан Абдирович, в целях реализации поручений Главы Государства, депутатская фракция «Ак жол» предлагает Правительству не оставлять ситуацию на самотёк, а разработать комплекс мер по развитию малого и среднего бизнеса в добывающих регионах, включая участие крупных недропользователей, казахстанского содержания в их закупках, переработки сырья и производства на месте готовой продукции.

Считаем, что такой подход позволит преодолеть региональные дисбалансы МСБ и обеспечит должную поддержку развития регионов.

С уважением,

депутаты фракции ДПК «Ак жол»