В Казахстане станет больше платных дорог. Уже через семь лет власти планируют увеличить их километраж до 11-ти тысяч. Министр по инвестициям и развитию уверен, что это позволит отремонтировать все дороги в стране. Вот только в Мажилисе сомневаются и считают, что карманы сельчан могут прилично опустеть из-за платного проезда.
Автор: Ардак Мауина
10.09.2018 «КТК»
Как добраться на машине из пункта А в пункт Б, если в стране есть участки, но не дорог, а направлений. Министр по инвестициям и развитию всё разложил депутатам по полочкам. Мол, ремонт и строительство дорожного полотна идут полным ходом. Помимо средств, предусмотренных по госпрограмме «Нұрлы жол», из местного и республиканского бюджетов на эти цели выделяются ежегодно 150 миллиардов тенге.
Женис Касымбек, министр по инвестициям и развитию РК:
- На 2015-2017 годы было выделено 932 миллиарда тенге на ремонт и строительство дорог. Это позволило вести работу на пяти с половиной тысячах километрах. В настоящее время идёт реконструкция коридоров Центр – Юг, Центр – Восток, Центр – Запад.
Однако народные избранники рассказали министру о темной стороне. К примеру, трасса Кызылорда – Жезказган является настоящим кошмаром водителей. А Нуртай Сабильянов возмутился, как дорожники вообще относятся к строительству. Через пару лет от нового асфальта местами ничего не остаётся.
Нуртай Сабильянов, депутат Мажилиса Парламента РК:
- На участке дороги Тарбагатай-Аягоз в 2016 году укладывали асфальт сразу несколько подрядчиков. И все делали ремонт по-разному. В итоге, 70 километров дороги уже разрушены. Объясните, как работает ваша пятиуровневая система контроля?
Дорожники поспешили успокоить, что такие стройкомпании сразу же отправляются в чёрный список. Таких фирм на сегодня 18. А вот платная система позволит вовремя и быстро ремонтировать дороги. В ноябре введут три направления: Астана – Темиртау, Алматы – Капчагай и Алматы – Хоргос. Через пару лет после капитального ремонта статус платной получит и трасса Астана – Павлодар. И ещё 13 участков дороги Западная Европа – Западный Китай. Но только мажилисмены уверены, что платить казахстанцы вовсе не обязаны.
Азат Перуашев, депутат Мажилиса Парламента РК:
- Во всём мире платные автодороги, автобаны вводятся при наличии альтернативной трассы, когда у местных жителей есть возможность, не платя за хорошую особо дорогу, по местной трассе спокойно проехать, куда они хотят. Мы же что делаем? Мы не создаём альтернативу трасс, а вынуждаем, оставляем без права выбора: ехать будешь по платной дороге. Это чем виноваты? Люди и так налоги платят. Дороги строятся на их налоги. Мы, что, заставляем за это платить ещё?
Единственное, что сейчас могут предложить чиновники сельским жителям – проездные абонементы: 1000 тенге за год. Они уже действуют на трассе Астана-Щучинск. В год она приносит полтора миллиарда тенге. Эти и деньги с других платных участков намерены тратить на ремонт и строительство новых дорог.
Женис Касымбек, министр по инвестициям и развитию РК:
- Трассы республиканского значения в целом порядка 11 тысяч километров будут платными в перспективе. За счёт этого будут содержаться 23 тысячи километров республиканских дорог. То есть из бюджета не будут выделяться. За счёт платности на этом протяжении, вся оставшаяся часть также будет содержаться нормативно.
В итоге министр пообещал, что идеальные дороги в стане появятся через 7 лет. В хорошем состоянии будет 85% дорожного полотна.
На всех направлених планируется сделать постоянный доступ к связи и интернету. А при экстренных ситуциях будет автоматически срабатывать сигнал о помощи. В течение часа спасатели должны прибыть на место ЧП. Однако, на это нужно время, установка датчиков и сотни миллионов тенге.
Источник: www.ktk.kz