19
Сентября

Фракция «Ак жол» повторно ставит перед Правительством вопрос о проведении единой, сбалансированной и скоординированной работы по развитию МСБ – депутатский запрос

Премьер-Министру

РРеспублики Казахстан

Сагинтаеву Б. А.

  

Депутатский запрос

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

 

Открывая 4 сессию Парламента 6 созыва, Глава государства в очередной раз подчеркнул, что основа сильной экономики – это, прежде всего, малый и средний бизнес.

        

И это не просто красивый тезис, прозвучавший из уст Елбасы. С первых лет обретения Независимости, Президент страны ведет неустанную работу по развитию отечественного бизнеса.

Если посмотреть статистику тех лет, то можно убедиться, что в основе создания малых и средних предприятий того времени была идея организация производства товаров и изделий.

Во многом этому способствовали утверждаемые в то время, Главой государства программы поддержки предпринимательства, ориентированные на развитие реального производства и, более или менее, предсказуемая и понятная налоговая политика.

Со временем отношение к МСБ приобрело более выраженный фискальный характер, направленный на усложнение жизни предпринимателю, но облегчающий администрирование госорганам. Это и цветовая палитра форм налоговой отчётности, и повсеместное внедрение ККМ с функцией фиксации и передачи данных, даже там, где нет устойчивой связи, и статья в УК о лжепредпринимательстве (за исключение которой, кстати, партия «Ак жол» неоднократно обращалась в госорганы), и попытка внедрения солидарной ответственности на учредителей ТОО и многое другое.

Естественно, это не могло не повлечь и смену приоритетов вновь открываемых предприятий субъектов предпринимательства.

Если в первые годы независимости доля малых предприятий реального сектора была близка к 50%, то в последние годы она едва превышает тридцатипроцентный порог, всё остальное – это торговля и услуги.

Во многом, причиной этого является непоследовательность и бессистемность реализуемых в настоящее время программ, направленных на развитие бизнеса и обеспечения занятости населения.  

Внесение бесконечных изменений в эти программы никоим образом не мотивирует бизнес на долгосрочную перспективу, тем более - на его экспортную ориентацию.

К примеру, на протяжении 5 лет (с 13 апреля 2010 года по 31 марта 2015 года) в «Дорожную карту бизнеса – 2020» было внесено 18 изменений, а пришедшая ей на замену «Единая программа поддержки и развития бизнеса «ДКБ 2020» уже 10 раз подвергалась корректировке

А повсеместный дефицит средств на субсидирование процентной ставки по кредитам БВУ, понуждает предпринимателей сокращать производство, либо отказаться от него совсем.

По данным Национального банка порядка 30% казахстанских предприятий уже на грани банкротства.    

Не лучшим образом складывается ситуация с социально значимыми программами, в том числе - реализуемыми в рамках ГЧП.

Начатая в 2010 году Программа обеспечения детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 - 2020 годы, активизировала социальную составляющую бизнеса, зародив множество идей, вплоть до «сквозного образования» начиная с детсадовского возраста.

Однако, отказ от финансирования данной программы со стороны республиканского госоргана, и возложение этого ключевого компонента на МИО с их «тощими» бюджетами рушит радушные перспективы и уже в ближайшее время грозит судебными исками к ним из-за отсутствия средств у последних.

Надо отметить, что за 4 года в указанную программу четырежды вносились изменения, после чего и вовсе поставили ее на утрату, интегрировав в Государственную программу развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы. Хотя, как видно из названия самой программы, срок её завершения истекает лишь через 2 года. Не достигнута, как нам известно, и её цель – 100-процентный охват детей дошкольным воспитанием.

По обращениям предпринимателей в МНЭ, органа ответственного за развитие бизнеса, направлялись письма о необходимости исполнения предусмотренных госпрограммами условий. Однако, практика изменения критериев поддержки уже реализуемых проектов СМП продолжает действовать, что видно на примере смены приоритетов аграрной программы.

Нередко эти программы служат источником наживы для вороватых чиновников.

Только по результатам проверки исполнения программы занятости за 2016-2018 годы Генеральной прокуратурой выявлено: неэффективное использование выделяемых средств на 10,5 млрд. тенге, хищение – порядка 1 млрд. тенге, нецелевое использование кредитов на сумму 553 млн. тенге.

Все это влияет на снижение доли МСБ в ВВП страны.

Как можно строить долгосрочные производственные планы, если у предпринимателя нет уверенности в завершении даже уже начатого проекта.

Выступая на открытии текущей сессии Парламента Елбасы однозначно заявил, что в перспективе малый и средний бизнес должен стать в экономике главным работодателем, для чего, по нашему мнению, необходимо:

1.Сократить внесение изменений в действующие государственные программы, и более тщательно и всесторонне подходить к их разработке, обеспечив при этом неукоснительное соблюдение условий по уже реализуемым в рамках этих программ проектам.

2. До конца текущего года обеспечить выполнение обязательств по проектам, реализуемым предпринимателями в рамках утверждённых программ.

3. В мае 2017 года нашей фракцией предлагалось разработать комплексную Концепцию развития малого и среднего предпринимательства на 2018-2050 годы в формате экономической модели, включающей как меры поддержки МСБ, так и их взаимодействие с долго- и среднесрочными шагами государства по общему формированию бизнес-климата. Тогда Правительство это сочло преждевременным.

Однако, наблюдаемая сегодня тенденция вновь вынуждает нас ставить вопрос о проведении единой, сбалансированной и скоординированной работы по развитию МСБ.

В этой связи фракция «Ак жол» повторно предлагает вернуться к рассмотрению данного предложения.

С уважением,

депутаты фракции ДПК «Ак жол»