Уважаемые коллеги.
Я хотел бы акцентировать внимание на проблеме, которую затронул Нурлан Зайролаевич, а именно – поддержке отечественного бизнеса. Нам сейчас уважаемый министр финансов сказал, что законопроект направлен и на эту задачу, но такая оценка вызывает сомнения.
Поясню почему. Дело в том, что в 2013 году в законе «О государственных закупках» были исключены существовавшие ранее преференции для отечественных производителей и исключены даже сами понятия «отечественный производитель» и «казахстанское содержание».
Тогда эти инициативы Правительства подверглись критике депутатов фракции «Ак жол». Однако Министерство финансов в официальном письме от 4 декабря 2013 года заверило, что проблема будет решена через закон «О закупках», регулирующий предприятия квазигосударственного сектора, объемы рынка которого в 5-7 раз превосходят рынок госзакупок.
В принципе, именно так поступают и наши соседи по ЕАЭС, разделяя государственные закупки, где согласно Договора о ЕАЭС должны предоставляться равные условия; и закупки госпредприятий, где допускается приоритет местных производителей.
Однако все дальнейшие обращения фракции «Ак жол» в правительство (это шесть депутатских запросов) о разработке закона для закупок квазигоссектора – остались безуспешными, вопреки обещаниям Минфина.
И вот теперь у нас на руках документ, где правительство предлагает не преференции для отечественных производителей в закупках нацкомпаний, а напротив – распространить на квазигоссектор подходы госзакупок, включая отказ от поддержки казахстанского бизнеса!
Да, законопроект облегчает некоторые процедуры, делает их более прозрачными и единообразными. Это большой шаг вперёд.
Но в чью сторону этот шаг?
Хотел бы напомнить, что сегодня, в силу объективных причин рынок госзакупок и закупок квазигоссектора – нередко выступает единственной возможностью обеспечить устойчивое положение отечественных предприятий.
Фракция «Ак жол» считает, что государственный сектор экономики должен рассматриваться именно в свете национальных экономических интересов, а его ресурсы – направляться на товарооборот отечественных производителей.
К сожалению, практика показывает, что такой подход не находит поддержки на уровне исполнителей, которым «интереснее» под разными предлогами закупать продукцию у зарубежных поставщиков. Нередко тем самым государственные, по сути, средства выводятся в оффшорные зоны и теряются для национальной экономики.
При этом обоснованность выплаченных сумм и расценок как правило остаётся на втором плане, создавая тем самым широкий простор для коррупции.
В этой связи можно напомнить о депутатском запросе фракции «Ак жол» от 29 ноября прошлого года, когда было выявлено, а в марте т.г. официально подтверждено, что 13 региональных департаментов МВД «по случайному совпадению» закупили дорожные скоростемеры у одного и того же поставщика, владельцем которого оказалась оффшорная компания на Кипре. При этом, проверка выявила финансовые нарушения на сумму 730 млн.тг.
Правда, уважаемый Алихан Асханович в презентации отметил, что законопроект предусматривает запрет оффшорным компаниям на участие в госзакупках, но мы такой прямой нормы в документе не обнаружили. Поэтому фракция «Ак жол» внесла соответствующую поправку, которую только теперь обсуждает рабочая группа.
В июле мы получили ответ Генерального прокурора на другой запрос фракции «Ак жол», где были подтверждены нарушения процедур закупок отделом финансов Усть-Каменогорска, но уже на сумму 9 млрд. 600 млн тг. Как сообщают предприниматели, все значимые закупки этим отделом проводятся методом «из одного источника», а конкуренты заранее отстраняются.
Примечательно, что компания-победитель, ссылаясь на решение межрайонного экономического суда, на днях разослала в СМИ, сообщившие об этом факте, письма с угрозами привлечь к ответственности за клевету и публикацию «закрытых» сведений, т.е. о суммах этих сделок, которые и генпрокурор, и журналисты посчитали коррупциогенными. Т.е., их поймали за руку – а они ещё и угрожают тем, кто их поймал!
И такие примеры можно приводить до бесконечности.
В этой связи депутатами фракции внесено два десятка (!) предложений в обсуждамый законопроект, в интересах отечественных производителей.
Причём, мы предложили три различных варианта поддержки отечественного бизнеса – от прямых преференций, введения условных ценовых скидок и до приоритета национальных стандартов.
Сейчас спикер уже обратил внимание Минфина на этот парадокс: заявляется, что законопроект в поддержку национального бизнеса – и тут же исключают ранее имевшуюся в законе о госзакупках норму о приоритете национальных стандартов, и заменяют их «критериями» на усмотрение организатора торгов.
Какие такие «другие» критерии? Тендера проводятся по соотношению цены и качества, требования качества задаются в национальных стандартах, цену определяют торги. Никаких других критериев быть не должно, иначе это приводит к описанию конкретных поставщиков. Но мы ведь как раз от этого хотим уйти, от коррупции и недобросовестной конкуренции? Значит применение национальных стандартов в закупках напротив, нужно расширять, а не отменять.
Вообще, настораживает отношение госорганов при обсуждении в рабочей группе, когда вместо ясной позиции они направили все поправки депутатов «Ак жола» на заключение Правительства. Эти поправки не касаются бюджета, более того, они увеличивают финансирование национальной экономики. С чего вдруг Правительство решило их «контролировать»? Это прямое нарушение Регламента Мажилиса. И мы уже заранее знаем, что оно их не пропустит.
Слушайте, мы предложили три варианта, выбирайте любой из них, или предложите свою поддержку казахстанским предприятиям.
И сами ничего не предлагаете, и вяжете руки депутатам, ссылаясь на Евразийский союз. А в это же время в России действует Федеральный закон, где прямо прописан приоритет товаров российского происхождения, и с 1 сентября прошлого года вступило в силу ещё и постановление правительства РФ 'О приоритете товаров российского происхождения'.
В странах ЕАЭС используются и другие меры поддержки местного бизнеса – например, через закон «О малом и среднем бизнесе». Но на предложение нашей фракции ввести аналогичные меры – Правительство уже дважды отвечало отказом.
Конечно, нужно приветствовать предложенное в проекте право Правительства на изъятие из национального режима поставщиков из стран ЕАЭС в отдельных случаях. Но право – это только возможность. Мы же настаиваем, что поддержка казахстанских предприятий в закупках квазигоссектора должна быть не только правом, но и обязанностью Правительства
Я в который раз напомню поручение Главы государства, данное им в 2012 году, цитирую: «Сейчас важно пересмотреть всю систему поддержки казахстанского содержания, особенно в обрабатывающей промышленности, аграрном комплексе, малоконкурентных отраслях. Все страны мира поддерживают своего производителя. Этот опыт важен для нас… Поручаю правительству совместно с Фондом «Самрук-Қазына» проанализировать мировую практику и выработать собственную модель поддержки казахстанских товаропроизводителей», - сказал тогда Нурсултан Абишевич.
И как же мы выполняем это поручение? А тем, что в 2013 году вообще выбросили из закона «О государственных закупках» понятия казахстанского содержания и отечественного производителя.
Напомню, тогда фракция «Ак жол» 9 раз оказывалась в меньшинстве при голосовании на пленарном заседании.
А теперь эти же подходы предлагается распространить не только на госзакупки, но и на национальные компании и госпредприятия.
Да, в законопроекте есть целый ряд прогрессивных норм, которые делают процедуры закупок прозрачнее, сужают манёвр для коррупции и злоупотреблений, и поэтому их можно и нужно поддержать.
Но при этом опять предлагается ввести перечни, порталы для допуска на закупки, да ещё и на платной основе. То-есть, сажаем на шею предпринимателям ещё каких-то паразитов и называем это «облегчением для бизнеса».
Фракция «Ак жол» продолжит настаивать на введении прямых мер в поддержку национальной экономики, чтобы от нововведений выигрывали прежде всего казахстанские предприятия.
Этого требуем не только мы, но и сама ситуация. Позволю себе в заключение привести слова Президента из прошлогоднего Послания «Третья модернизация Казахстана – глобальная конкурентоспособность», цитирую: «Необходимо обеспечить защиту и продвижение национальных экономических интересов в рамках международного сотрудничества. Это касается прежде всего работы внутри ЕАЭС» – цитата окончена.
Спасибо за внимание.