19
Октября

МОДЕРНИЗАЦИЯ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ – «КАЗАХСТАНСКАЯ ПРАВДА»

19.10.2018. kazpravda.kz

Автор статьи: Азат Перуашев

Ежегодные Послания Главы государства всегда посвящены животрепещущим вопросам. И тем не менее документ, а точнее, разговор, который состоялся в Акорде на этот раз, оказался для меня довольно неожиданным. В то время, когда окружающий мир сотрясают экономические и геополитические страсти, торговые санкции, «брекситы» и шпионские скандалы, когда международные рынки штормит и все вокруг озабочены элементарным выживанием – Казахстан находит смелость и возможности заботиться о рядовом человеке, ставить во главу угла нужды простых людей.

           

Причем это не банальное «хлеба и зрелищ». Президент использует экономическую политику с хирургической точностью, стимулируя здоровые тенденции и отсекая постороннее. Самый наглядный пример: полуторакратное повышение минимальной зарплаты. Это ощутимая поддержка сельских работников, бюджетников, уборщиц в школах, медсестер и многих других, для кого увеличение дохода с нынешних 28 сразу до 42 тыс. тенге – огромное подспорье!

В то же время речь не идет о тотальном повышении зарплат со стороны государства, а лишь о помощи тем, кто получает по минимальной планке. Для всех остальных граждан доходы должны оставаться в прямой зависимос­ти от результатов деятельности предприятия, производительнос­ти, трудового вклада. Responsible Gambling:** Setting limits and treating sports betting as a form of entertainment promotes responsible https://primerabchile.cl/cuanto-dura-un-cuarto-de-waterpolo-todo-sobre-la-emocion-sumergida/ gambling practices. В таком подходе лежит не только учет инф­ляционных рисков, но и принцип экономической справедливости.

Еще более принципиальным моментом, на мой взгляд, стала постановка вопроса о массовой доступности населению социальных благ и объектов, формирующих такое базовое понятие, как «качество жизни». На фоне многолетнего доминирования в мире экономических и политических вопросов – максима о приоритете простых человеческих радостей, интересов обычного гражданина – не может не взволновать. К тому же Нурсултан Абишевич обозначил эту тему не как туманную перспективу далекого будущего, а как насущную потребность дня нынешнего, призвал обеспечить достойную жизнь всем своим соотечественникам «здесь и сейчас».

Да, эта тема появилась в выс­туплениях Главы государства не впервые, но интересна сама расстановка акцентов. Например, напомнив о своем поручении 2007 года о строительстве 100 школ и 100 больниц, на этот раз Нурсултан Абишевич дал задание Правительству и акимам повысить массовость физической культуры и спорта, и в этих целях построить 100 физкультурно-оздоровительных комплексов в регионах. Тем самым он обозначил современное отношение к здоровью, которое начинается не в больницах, а на спортивных площадках. Полностью разделяя эту точку зрения, мне было крайне приятно уже на следующий день после Послания, открыть многофункциональный фитнес-комплекс популярной международной франшизы WorldClass, построенный бизнесменом, руководителем филиала ДПК «Ак жол» в Шымкенте Алимханом Абжановым. Комплекс площадью около 4 000 кв. м., с огромным тренажерным залом и несколькими спортивными секциями, новейшими тренажерами и современным 25-метровым бассейном стал достойным ответом предпринимателей на призыв Президента.

Ведь заострив внимание на достойном уровне и качестве жизни простых людей, Гарант Конституции де-факто апеллировал к первому пункту первой статьи Основного закона, который гласит, что высшими ценностями республики являются вовсе не бизнес или борьба за портфели, а «человек, его жизнь, права и свободы».

Этот ясный месседж уникален по своей простоте и гуманности и способен перевернуть сознание многих. Если «Пражскую весну» когда-то назвали «социализмом с человеческим лицом», то нам впору говорить об этом Послании, как о «человеческом лице модернизации». Для меня, как представителя партии бизнеса, это также определенный разворот в образе мыслей.

И тем более символично, что на фоне столь насыщенного гуманис­тическими посылами выступления Президент отвел достойное место и заботе о своем детище – широком классе казахстанских предпринимателей.

В этом ряду прежде всего нужно отметить продление срока программы «Дорожная карта бизнеса-2020». По личному опыту знаю, что из всего множества различных госпрограмм, именно ДКБ оказалась наиболее эффективной и востребованной бизнес-сообществом. Ко мне неоднократно обращались предприниматели с просьбами расширить ее прио­ритетные направления и инструменты, нередко участники сетовали на скорое завершение программы, после которого они вновь столкнутся и с запредельными процентами по кредитам, и с необходимостью самостоятельно прокладывать инфраструктуру, и т. д. и т. п. 21 февраля текущего года фракция «Ак жол» даже направляла депутатский запрос Правительству, где сообщала, что с 3 января в ряде регионов прекратилось финансирование проектов ДКБ, несмотря на прохождение всех необходимых процедур.

Поэтому новость о дополнительной пятилетке и дополнительном финансировании программы встречена предпринимателями с облегчением и добрыми словами в адрес Президента. Весьма показательно и то, что Нурсултан

Абишевич подходит к этому вопросу с деловой хваткой как рачительный бизнесмен, направляя на ДКБ 30 млрд тг⁄год, им просчитан и его социальный эффект (22 тыс. новых рабочих мест), и безусловный профит для государства (224 млрд тенге налогов в бюджет).

Не менее радостным для коммерсантов стало очередное поручение о защите от уголовного преследования за экономичес­кие и, в частности, налоговые нарушения. Любой предприниматель скорее согласится выплатить более высокие штрафы, чем сесть в тюрьму – и этим нередко пользуются недобросовестные силовики. Органы прокуратуры неоднократно констатировали, что из возбуж­денных уголовных дел по экономическим нарушениям до суда доходят единицы. А остальные «решаются» другими способами и закрываются так же непрозрачно, как и возбуждались. Инициатива Главы государства однозначно сократит возможнос­ти для таких злоупотреблений, да и бюджет от нее, безусловно, выиграет, так как появляется возможность те же самые суммы направить не в карман мздоимцев, а в доход государства, причем без наручников и бессонных ночей за решеткой.

Наша фракция постоянно выс­тупает за дальнейшую гуманизацию и перевод ответственности предпринимателей в финансовую плоскость и готова предложить дополнительные меры в этом нап­равлении. Например, в отношении экономической контрабанды, к которой относится неузаконенный ввоз товаров, находящихся в свободном обращении на рынке, прежде всего ТНП. Как отмечали ранее в таможенных органах, до суда доходят только 5% уголовных дел, возбужденных по этой статье, при том, что сами товары никакой опасности не представляют, а нарушение носит исключительно фискальный характер. Уверен, что предложенное Президентом ужесточение штрафов по таким нарушениям до 2–3-кратной стоимости контрабандного товара было бы более выгодным шагом для государства, чем содержать и кормить очередного заключенного.

Особо нужно отметить поручение Нурсултана Абишевича о проведении налоговой амнис­тии малого и среднего бизнеса в отношении штрафов и пени по налоговой задолженности. Данная инициатива вскрывает давнюю проблему избыточного срока исковой давности по налоговым спорам.

Дело в том, что применяемый в нашей стране 5-летний срок исковой давности приводит к искусственному увеличению суммы задолженности. Получается так, что в налоговой отчетности 5-летней давности выискиваются действительные или мнимые недостатки, за которые законодательством предусмотрены финансовые санкции, и на эту сумму начисляются штрафы и пеня за весь 5-летний срок. При этом сумма штрафов и пени нередко превышает сумму самого налогового нарушения и ставит предприятие на грань выживания.

В целом же, по данным СМИ, налоговая задолженность МСБ на 2018 год составила 257 млрд тенге, из которых 122,5 млрд приходится на штрафы и пени – то есть почти половина всех налоговых долгов! Именно на ликвидацию абсурдности и несправедливости такой ситуации направлено указанное поручение Президента.

Поэтому фракция «Ак жол» не только поддерживает эту инициативу Главы государства, но и предлагает Правительству в ходе ее реализации устранить сами основания для подобных проблем. Наша фракция начиная с 2013 года неоднократно предлагала сократить срок исковой давности по налогам с 5 до 3 лет, по примеру соседей по Евразийскому экономическому союзу. Последний раз такие запросы направлялись акжоловцами 19 января и 15 марта 2017 года.

Осенью того же 2017 года Правительство внесло такую поправку в свой проект кодекса, но даже при этом, включив инициативу фракции «Ак жол» в правительственный законопроект, тут же, после принятия Парламентом, заблокировало ее реализацию, приняв 25 декабря 2017 года пос­тановление о приостановке перехода к 3-летнему сроку исковой давности еще на 2 года, то есть до 2020 года. Абсурдная ситуация была «заморожена», несмот­ря на принятые Парламентом поправки в законодательство.

Но Послание Президента показало весь анахронизм и контрпродуктивность этой практики. В связи с этим фракция ДПК «Ак жол» вновь предлагает Правительству в рамках указанной налоговой амнистии безотлагательно принять решение о сокращении срока исковой давности по налоговым спорам с 5 до 3 лет, начиная с текущего финансового года.

           

Причем это не банальное «хлеба и зрелищ». Президент использует экономическую политику с хирургической точностью, стимулируя здоровые тенденции и отсекая постороннее. Самый наглядный пример: полуторакратное повышение минимальной зарплаты. Это ощутимая поддержка сельских работников, бюджетников, уборщиц в школах, медсестер и многих других, для кого увеличение дохода с нынешних 28 сразу до 42 тыс. тенге – огромное подспорье!

В то же время речь не идет о тотальном повышении зарплат со стороны государства, а лишь о помощи тем, кто получает по минимальной планке. Для всех остальных граждан доходы должны оставаться в прямой зависимос­ти от результатов деятельности предприятия, производительнос­ти, трудового вклада. В таком подходе лежит не только учет инф­ляционных рисков, но и принцип экономической справедливости.

Еще более принципиальным моментом, на мой взгляд, стала постановка вопроса о массовой доступности населению социальных благ и объектов, формирующих такое базовое понятие, как «качество жизни». На фоне многолетнего доминирования в мире экономических и политических вопросов – максима о приоритете простых человеческих радостей, интересов обычного гражданина – не может не взволновать. К тому же Нурсултан Абишевич обозначил эту тему не как туманную перспективу далекого будущего, а как насущную потребность дня нынешнего, призвал обеспечить достойную жизнь всем своим соотечественникам «здесь и сейчас».

Да, эта тема появилась в выс­туплениях Главы государства не впервые, но интересна сама расстановка акцентов. Например, напомнив о своем поручении 2007 года о строительстве 100 школ и 100 больниц, на этот раз Нурсултан Абишевич дал задание Правительству и акимам повысить массовость физической культуры и спорта, и в этих целях построить 100 физкультурно-оздоровительных комплексов в регионах. Тем самым он обозначил современное отношение к здоровью, которое начинается не в больницах, а на спортивных площадках. Полностью разделяя эту точку зрения, мне было крайне приятно уже на следующий день после Послания, открыть многофункциональный фитнес-комплекс популярной международной франшизы WorldClass, построенный бизнесменом, руководителем филиала ДПК «Ак жол» в Шымкенте Алимханом Абжановым. Комплекс площадью около 4 000 кв. м., с огромным тренажерным залом и несколькими спортивными секциями, новейшими тренажерами и современным 25-метровым бассейном стал достойным ответом предпринимателей на призыв Президента.

Ведь заострив внимание на достойном уровне и качестве жизни простых людей, Гарант Конституции де-факто апеллировал к первому пункту первой статьи Основного закона, который гласит, что высшими ценностями республики являются вовсе не бизнес или борьба за портфели, а «человек, его жизнь, права и свободы».

Этот ясный месседж уникален по своей простоте и гуманности и способен перевернуть сознание многих. Если «Пражскую весну» когда-то назвали «социализмом с человеческим лицом», то нам впору говорить об этом Послании, как о «человеческом лице модернизации». Для меня, как представителя партии бизнеса, это также определенный разворот в образе мыслей.

И тем более символично, что на фоне столь насыщенного гуманис­тическими посылами выступления Президент отвел достойное место и заботе о своем детище – широком классе казахстанских предпринимателей.

В этом ряду прежде всего нужно отметить продление срока программы «Дорожная карта бизнеса-2020». По личному опыту знаю, что из всего множества различных госпрограмм, именно ДКБ оказалась наиболее эффективной и востребованной бизнес-сообществом. Ко мне неоднократно обращались предприниматели с просьбами расширить ее прио­ритетные направления и инструменты, нередко участники сетовали на скорое завершение программы, после которого они вновь столкнутся и с запредельными процентами по кредитам, и с необходимостью самостоятельно прокладывать инфраструктуру, и т. д. и т. п. 21 февраля текущего года фракция «Ак жол» даже направляла депутатский запрос Правительству, где сообщала, что с 3 января в ряде регионов прекратилось финансирование проектов ДКБ, несмотря на прохождение всех необходимых процедур.

Поэтому новость о дополнительной пятилетке и дополнительном финансировании программы встречена предпринимателями с облегчением и добрыми словами в адрес Президента. Весьма показательно и то, что Нурсултан

Абишевич подходит к этому вопросу с деловой хваткой как рачительный бизнесмен, направляя на ДКБ 30 млрд тг⁄год, им просчитан и его социальный эффект (22 тыс. новых рабочих мест), и безусловный профит для государства (224 млрд тенге налогов в бюджет).

Не менее радостным для коммерсантов стало очередное поручение о защите от уголовного преследования за экономичес­кие и, в частности, налоговые нарушения. Любой предприниматель скорее согласится выплатить более высокие штрафы, чем сесть в тюрьму – и этим нередко пользуются недобросовестные силовики. Органы прокуратуры неоднократно констатировали, что из возбуж­денных уголовных дел по экономическим нарушениям до суда доходят единицы. А остальные «решаются» другими способами и закрываются так же непрозрачно, как и возбуждались. Инициатива Главы государства однозначно сократит возможнос­ти для таких злоупотреблений, да и бюджет от нее, безусловно, выиграет, так как появляется возможность те же самые суммы направить не в карман мздоимцев, а в доход государства, причем без наручников и бессонных ночей за решеткой.

Наша фракция постоянно выс­тупает за дальнейшую гуманизацию и перевод ответственности предпринимателей в финансовую плоскость и готова предложить дополнительные меры в этом нап­равлении. Например, в отношении экономической контрабанды, к которой относится неузаконенный ввоз товаров, находящихся в свободном обращении на рынке, прежде всего ТНП. Как отмечали ранее в таможенных органах, до суда доходят только 5% уголовных дел, возбужденных по этой статье, при том, что сами товары никакой опасности не представляют, а нарушение носит исключительно фискальный характер. Уверен, что предложенное Президентом ужесточение штрафов по таким нарушениям до 2–3-кратной стоимости контрабандного товара было бы более выгодным шагом для государства, чем содержать и кормить очередного заключенного.

Особо нужно отметить поручение Нурсултана Абишевича о проведении налоговой амнис­тии малого и среднего бизнеса в отношении штрафов и пени по налоговой задолженности. Данная инициатива вскрывает давнюю проблему избыточного срока исковой давности по налоговым спорам.

Дело в том, что применяемый в нашей стране 5-летний срок исковой давности приводит к искусственному увеличению суммы задолженности. Получается так, что в налоговой отчетности 5-летней давности выискиваются действительные или мнимые недостатки, за которые законодательством предусмотрены финансовые санкции, и на эту сумму начисляются штрафы и пеня за весь 5-летний срок. При этом сумма штрафов и пени нередко превышает сумму самого налогового нарушения и ставит предприятие на грань выживания.

В целом же, по данным СМИ, налоговая задолженность МСБ на 2018 год составила 257 млрд тенге, из которых 122,5 млрд приходится на штрафы и пени – то есть почти половина всех налоговых долгов! Именно на ликвидацию абсурдности и несправедливости такой ситуации направлено указанное поручение Президента.

Поэтому фракция «Ак жол» не только поддерживает эту инициативу Главы государства, но и предлагает Правительству в ходе ее реализации устранить сами основания для подобных проблем. Наша фракция начиная с 2013 года неоднократно предлагала сократить срок исковой давности по налогам с 5 до 3 лет, по примеру соседей по Евразийскому экономическому союзу. Последний раз такие запросы направлялись акжоловцами 19 января и 15 марта 2017 года.

Осенью того же 2017 года Правительство внесло такую поправку в свой проект кодекса, но даже при этом, включив инициативу фракции «Ак жол» в правительственный законопроект, тут же, после принятия Парламентом, заблокировало ее реализацию, приняв 25 декабря 2017 года пос­тановление о приостановке перехода к 3-летнему сроку исковой давности еще на 2 года, то есть до 2020 года. Абсурдная ситуация была «заморожена», несмот­ря на принятые Парламентом поправки в законодательство

Но Послание Президента показало весь анахронизм и контрпродуктивность этой практики. В связи с этим фракция ДПК «Ак жол» вновь предлагает Правительству в рамках указанной налоговой амнистии безотлагательно принять решение о сокращении срока исковой давности по налоговым спорам с 5 до 3 лет, начиная с текущего финансового года.

         Автор: Азат Перуашев, доктор экономики (DBA)