Премьер-Министру
Республики Казахстан
Сагинтаеву Б.А.
Депутатский запрос
Озвучен 7 ноября 2018 г.
Уважаемый Бахытжан Абдирович!
Нынешнее Послание Главы государства было посвящено благосостоянию казахстанцев, повышению доходов и качества жизни.
Так, по данным статистики, если доходы наших граждан за последние три года выросли на 28,3 %, то тарифы на воду и тепло повысились на 22,9 %, на электроэнергию - 15,4 %.
Недавно СМИ опубликовали результаты проверки монополистов на законность формирования тарифов на электро/теплоснабжение, организованной Генпрокуратурой по поручению Президента. Были выявлены вопиющие факты, в том числе умышленное завышение монополистами собственных расходов и их сомнительные сделки на сумму 29 млрд. тенге. В тарифы необоснованно включались премии и бонусы сотрудникам, вознаграждения по кредитам, а в целях увеличения затрат умышленно создавались различные аффилированные предприятия для ремонта и покупки оборудования по завышенным ценам.
Незаконно полученная прибыль выводилась через обнальные компании, а искусственные расходы погашались за счет населения.
Эти нарушения выявила Генпрокуратура, обладающая специальными полномочиями и доступом к налоговым и иным закрытым базам данных, а также путем проверки не только самих субъектов естественных монополий, но и их контрагентов. Но к сожалению, такими полномочиями и возможностями не наделен антимонопольный орган.
Ежегодно мы снижаем административное давление на бизнес, в том числе на естественные монополии. Сняты все ограничения на осуществление монополистами иной, не регулируемой деятельности. Это ставит по угрозу развитие МСБ, вытесняя его на тех рынках, куда заходят монополисты.
Ослабление госконтроля монопольной деятельности не могло не сказаться на уровне защищенности потребителей, о чем прямо свидетельствует результаты вышеупомянутой проверки.
Не лучше обстоит ситуация в отраслях, подлежащих антимонопольному регулированию: это товарные рынки угля, бензина, банковских и коммунальных услуг. Сегодня здесь происходит монополизация, сокращение числа участников и снижение конкуренции между ними. Это неизменно сказывается на качестве услуг и их стоимости для населения.
К примеру, несмотря на то, что страна производит угля больше, чем потребляет и вывозит за пределы страны более 28 млн. тонн, ежегодно мы наблюдаем его дефицит. При этом стоимость от разреза до потребителя вырастает более чем в три раза: с 3-5 тыс. тенге до 18 тыс. тенге за тонну из-за аффилированной цепочки посредников.
Такая же ситуация на рынке бензина. По информации СМИ, на днях в ценовом сговоре уличены крупные АЗС г.Алматы, но из-за последних изменений в законодательстве антимонопольные органы могли только уведомить их о выявленных нарушениях.
До сих пор нет конкуренции на рынке грузовых перевозок железнодорожным транспортом, хотя данный рынок выведен из сферы естественной монополии еще в 2004 году. Процесс явно затянулся с молчаливого согласия антимонопольного органа.
Даже на рынке услуг вывоза мусора созданы условия для создания монополий, которым некоторые акиматы дают исключительные права по вывозу мусора.
Монополист, в отличие от простого предпринимателя, не заинтересован в снижении стоимости и повышении качества своих услуг, поскольку его продукция вне конкуренции.
Высокая стоимость их услуг тяжелым бременем ложится на конечного потребителя. Это является и одной из основных причин неконкурентоспособности казахстанской продукции. На этом акцентировал внимание Президент в нынешнем Послании. «Нужно принять решительные меры по развитию конкуренции в экономике, наведению порядка в тарифах на услуги ЖКХ и естественных монополий. В сфере коммунальных услуг, регулирования естественных монополий, тарифообразования и расходования собранных с потребителей средств до сих пор непрозрачно», - отметил он.
Сегодня деятельность монополистов, как и коррупция, становится тормозом развития экономики. Но если для борьбы с коррупцией есть инструменты, создан подотчетный Главе государства антикоррупционный орган, то борьба с противозаконными действиями монополистов и стоящими за ними олигархических групп возложена на Комитет по конкуренции, который, как сказал Глава государства, «спрятали в одном из министерств».
Учитывая вышеизложенное, фракция «Ак жол» считает необходимым:
1. повысить статус антимонопольного органа и наделить его полномочиями, позволяющими вести полноценный контроль за деятельностью и тарифами монополистов;
2. вывести контроль естественных монополий из-под действия общих требований к проверкам, создав для них специальный порядок проверок.
С уважением,
депутаты фракции «Ак жол»