18
Март

Защитник бизнеса - газета 'Эксперт Казахстан'

Эксперт Казахстан (Алматы), № 11 (455), 10.03.2014


В Казахстане у бизнеса появился реальный лоббист, который показал первые положительные результаты

В Казахстане улучшаются условия ведения бизнеса. Теперь на смену плановым проверкам придет новая объективная система определения эффективности предприятий по мировым стандартам, а количество требований к предпринимателям сократится более чем на 30%.

По информации главы Национальной палаты предпринимателей (НПП) Аблая Мырзахметова, на первом месте по количеству проверок последние годы был санэпиднадзор, на втором — пожарные, на третьем — налоговики. Больше всего же бизнес беспокоят так называемые внезапные проверки.

«До 90% рабочих мест <в Казахстане> создают малые и средние предприятия. А мы не даем им развиваться, душим сами. Государство платит деньги, субсидирует процентную ставку — работайте, ребята. <И одновременно мы говорим проверяющим> — а вы приходите и их давите»,— возмутился глава государства Нурсултан Назарбаев недавно на расширенном заседании правительства. Более 2000 выявленных незаконных проверок — это только то, что было выявлено прокуратурой в прошлом году и лежит на поверхности. По данным Службы центральных коммуникаций при президенте РК (СЦК), в 2013 году в Казахстане было проведено 138 тыс. проверок бизнеса. Проверяющих государственных органов в Казахстане — 40.

Стоп, машина

Со 2 апреля 2014 года до 1 января 2015 года объявляется мораторий на проведение проверок субъектов малого и среднего бизнеса. В целом будет отменена практика плановых проверок. «Государственными органами по согласованию с моей администрацией президента будет разработана объективная, соответствующая мировым стандартам система определения проверок»,— заявил Нурсултан Назарбаев. Согласно этой системе с 1 января 2015 года проверкам будут подвергаться только те предприниматели, у которых действительно высока вероятность нарушения законодательства. Если предприниматель выполняет все требования закона, проверяющие органы не должны приходить к нему вообще. По словам главы государства, кардинальный пересмотр формата проведения проверок позволит сократить количество требований к предпринимателям более чем на 30%. Для этого правительству необходимо пересмотреть все регламенты проведения проверок. Рассматривается вариант необходимости законодательного закрепления добровольного страхования перед третьими лицами как альтернативы проверкам. А с 1 января 2015 года будет упрощена процедура ликвидации субъектов малого и среднего предпринимательства, с которой связано около трети всех проверок в стране.

Кроме того, Генеральная прокуратура будет предоставлять Национальной палате предпринимателей доступ к информации о проверках в отношении бизнеса. По словам Нурсултана Назарбаева, это позволит повысить прозрачность работы проверяющих органов и обеспечит эффективность общественного мониторинга. Будет завершена автоматизация выдачи разрешений, и не менее 140 их видов перейдут в электронный формат. Кроме того, должны быть упрощены процедуры регулирования в сфере строительства. «Я поручил правительству на 50 процентов сократить процедуры предоставления и изменения целевого назначения земельных участков, а также выдачи разрешений на строительство и подключения к инженерным системам. С 1 января 2015 года срок оформления земельного участка должен составлять не более 30 дней»,— сообщил г-н Назарбаев.

До 1 июня 2014 года правительство совместно с Национальной палатой предпринимателей должно провести полную ревизию соответствующего законодательства. Для удобства бизнеса в проекте предпринимательского кодекса должны быть консолидированы все нормы законов о государственном регулировании предпринимательской деятельности. «Будет законодательно закреплен принцип регуляторного воздействия, принятого в странах ОЭСР, и в Казахстане будет введен новый институт бизнес-омбудсмена. Его основная задача — защита прав предпринимателей»,— сказал президент РК.

Названные меры потребуют законодательных изменений. Правительство до 1 апреля 2014 года должно внести в парламент проект закона по вопросам разрешений и уведомлений, до 1 сентября 2014 года — проект закона по кардинальному улучшению условий для предпринимательской деятельности, до 1 января 2015 года — проект закона по вопросам деятельности саморегулирующихся организаций.

Мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса не является индульгенцией на нарушения. «Бизнесмены обязаны соблюдать интересы потребителей и платить налоги»,— заявил депутат мажилиса Азат Перуашев. Он напомнил, что подобные моратории уже объявлялись в 2003 и 2008 годах. Это, по его мнению, сыграло положительную роль и позволило бизнесу пережить турбулентное состояние экономики. Очевидно, что и нынешнее решение вызвано стремлением президента поддержать бизнес и дать новый импульс для его развития. При этом, подчеркнул г-н Перуашев, период действия моратория необходимо использовать максимально эффективно, как правительству, так и самим предпринимателям. В частности, госорганам провести полную ревизию действующего законодательства, а предпринимателям — навести порядок в собственных делах и выявить потенциал для дальнейшего развития.

Мораторий, по мнению Аблая Мырзахметова, является революционным решением для малого и среднего бизнеса: «Указ кардинально меняет ситуацию в сфере предпринимательской деятельности». Глава НПП уверен, что мораторий будет способствовать повышению ответственности бизнеса.

Новый член семьи

В Казахстане с 2015 года появится институт бизнес-омбудсмена. «Эта инициатива была несколько лет назад озвучена в Казахстане. Сегодня требуется тот, кто мог бы концентрированно и четко разложить и показать реально существующие нарушения прав предпринимателей в Казахстане. Мы предполагаем, что эта кандидатура должна быть избираемой, и избираться она должна из числа квалифицированных специалистов. Мы свои предложения озвучили администрации президента»,— сказала заместитель председателя правления НПП Гульнар Курбанбаева, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Г-жа Курбанбаева предполагает, что омбудсменом должно быть лицо не моложе 30 лет, имеющее опыт, юридическое образование. «Возможно, площадкой будет именно съезд, омбудсменов должны выбирать сами предприниматели. У него должна быть законодательно закрепленная возможность блокирования отдельных типов решения госорганов, связанных с деятельностью бизнеса, возможность принятия управленческих и административных решений»,— продолжила Курбанбаева.

Другое мнение у мажилисмена Азата Перуашева. По его словам, бизнес-омбудсмена должен назначать президент по представлению Национальной палаты предпринимателей. «Назначение бизнес-омбудсмена только палатой предпринимателей может снизить эффективность исполнения его функций, связанных с участием в конфликтных ситуациях и спорах с госорганами»,— говорит он.

По его словам, в мире на эту должность главным образом назначают главы государств, за исключением Европейского союза, где это преимущественно парламентское назначение.

«Обычно бизнес-омбудсмен не имеет полномочий по отмене или пересмотру исполнительных или судебных решений. Его функциональным мандатом является консультирование споров, затрагивающих законные интересы частного бизнеса, и обращение в уполномоченные органы за защитой прав предпринимателя в тех случаях, когда он находит нарушения»,— напомнил Азат Перуашев.

Последние решения руководства страны ярко демонстрируют появление в Казахстане реально действующей площадки для предпринимателей, через которую они могут отстаивать свои интересы kazah_455pics/22.jpg

Последние решения руководства страны ярко демонстрируют появление в Казахстане реально действующей площадки для предпринимателей, через которую они могут отстаивать свои интересы

Главней всего погода в доме

Все эти меры, создающие благоприятные условия для ведения бизнеса, улучшат инвестиционный климат. Эту задачу кабмин решает давно, и не сказать, что успешно.

Ежегодно эксперты Всемирного банка оценивают простоту ведения предпринимательской деятельности в 189 странах на основе 10 индикаторов. Несмотря на достаточно высокие позиции Казахстана в 2013 году в рейтинге — 50-е место из 189 стран, все еще остаются низкими позиции по таким индикаторам, как «Международная торговля» — 186-е, «Разрешение на строительство» — 145-е, «Подключение к системе электроснабжения» — 86-е, «Получение кредитов» — 89-е место.

По мнению министра регионального развития Болата Жамишева, проанализировав показатели Doing Business за 2013 год, можно выявить основные ошибки в развитии республики. «Основной целью работы в рамках данного рейтинга является его использование как инструмента для выявления и анализа существующих административных барьеров для бизнеса и принятия необходимых мер по их устранению»,— отметил министр.

С учетом этого процесс улучшения каждого индикатора разбит на бизнес-процессы, определены шаги, которые и легли в основу комплексного плана мер по улучшению индикаторов рейтинга Doing Business на 2014 год. Этот документ разработало Министерство регионального развития. План включает в себя 46 мероприятий по 11 индикаторам и предусматривает внесение изменений в законодательство.

В Казахстане самые лучшие условия для ведения бизнеса в ТС График

По словам Болата Жамишева, цель плана не просто улучшить позиции Казахстана в рейтинге, а выявить существующие административные барьеры для бизнеса и принять меры по их устранению. Изменения позволят упростить или исключить процедуры в экологической, санитарно-эпидемиологической, энергетической сфере, а также в сфере промышленной безопасности.

В частности будет упрощена процедура открытия предприятий. По линии Нацбанка предусмотрено исключение двух документов (устава и документа, подтверждающего регистрацию юридического лица) из перечня документов, предоставляемых при открытии банковского счета. По линии Министерства финансов исключаются четыре документа (свидетельства о регистрационном номере налогоплательщика, статистической карты, устава и документа, подтверждающего регистрацию юридического лица) из перечня документов, предоставляемых для проверки клиента субъектами финансового мониторинга.

Упрощение процедур планируется также при регистрации собственности, получении кредитов предпринимателями, налогообложении, получении разрешения на строительство, подключении к системе электроснабжения и другим. По информации вице-министра регионального развития Серика Нокина, только упрощение процедуры получения разрешения на строительство позволит Казахстану подняться на 20–30 позиций в рейтинге Doing Business за счет пункта по получению разрешения на строительство.

Для улучшения позиции Казахстана по индикатору «международная торговля» предлагается закрепить на законодательном уровне нормы по внедрению электронного таможенного декларирования, использования электронных документов при осуществлении экспортно-импортных процедур.

«Проведена достаточно большая работа. Мы будем вносить изменения в 5 кодексов, 3 закона и 11 подзаконных актов. Поэтому хочу подчеркнуть, что осталось мало времени до проведения Всемирным банком оценки легкости ведения бизнеса. В этой связи необходимо оперативно принять все меры для четкого исполнения всех пунктов комплексного плана»,— резюмировал премьер-министр Серик Ахметов. Он поручил отработать изменения в законодательство, касающиеся рейтинга Doing Business, до апреля этого года.

Конь не валялся

Проблем у бизнеса в Казахстане хватает помимо проверок. В частности, малому бизнесу не дает вырасти до среднего налоговый режим. «Мы демотивируем малый бизнес расти дальше, переходить в средний и крупный бизнес. Предпринимателю выгоднее раздробить единую деятельность на сеть ИП, чтобы меньше платить налогов»,— сказал г-н Перуашев. Более того, продолжает мажилисмен: по всем действующим в Казахстане законам поддержку получает лишь малый бизнес, тогда как интересы среднего не учитываются. Об этом же наш журнал писал не раз в 2011–2012 годах. По сути, государство загоняет бизнес в малые формы — а это, как правило, торговля. «А собственное производство мы поддерживать не хотим»,— считает мажилисмен.

Ситуация может в корне измениться, и чиновники станут реально помогать бизнесу, если в кабмине будут работать предприниматели в прошлом или хотя бы имеющие соответствующее образование. Такого мнения придерживается Азат Перуашев. По его словам, правительство Казахстана должно формироваться из людей, прошедших школу бизнеса. «Тогда они понимают закономерность рыночной экономики. Они понимают взаимосвязи, от которых зависит работа предприятия»,— сказал он.

Тем не менее последние решения руководства страны ярко демонстрируют появление в Казахстане реально действующей площадки для предпринимателей, через которую они могут отстаивать свои интересы. И если раньше попытки бизнес-ассоциаций добиться чего-то от власти были тщетными, то сейчас похоже, что ситуация меняется кардинально. Мораторий на проверки, ревизия законодательства, создание института бизнес-омбудсмена — все это, по сути, является первой реальной заслугой Национальной палаты предпринимателей. Аблай Мырзахметов обладает авторитетом как в предпринимательской среде, так и в чиновничьей. Надеемся, что, как сказал г-н Мырзахметов, внедряемые сейчас комплексные и системные меры по улучшению условий для предпринимательской деятельности дадут мощный импульс развитию среднего бизнеса.