Выступление А.Перуашева на пленарном заседании Мажилиса в ходе обсуждения законопроекта «О ратификации Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе»
Уважаемый Нурлан Зайрулаевич, уважаемые коллеги.
Когда наши партнёры по Евразийскому экономическому союзу в 2014 году предложили пилотный проект по обязательной маркировке – фракция «Ак жол», не получив внятных ответов на свои возражения, попросила Правительство наложить вето на этот процесс.
Однако Правительство продолжило его реализацию.
Срок того «пилотного проекта» закончился в 2016 г, но инициаторы почему-то попросили его продлить до 2018 года. И вновь наши чиновники согласились.
Вообще-то если эксперимент провалился – его прекращают, а не повторяют. А теперь нам рассказывают, какие «замечательные» результаты показал пилот. Со второго раза. Но это ведь подтасовка.
Наши сомнения по проекту Минфин обещал снять ещё 4 года назад, но к прежним вопросам теперь добавились новые, и снова вместо ясных ответов разработчики напускают тумана.
Извините, но во-первых, введение обязательной маркировки, обязательных платежей фактически – это введение дополнительного налогообложения. И удивительно, что их предлагается ввести не в пользу государства, а в пользу частных коммерческих компаний. Это нонсенс.
Нужно учитывать, что маркировку предлагается вводить на каждую единицу товара, т.е. на каждый носок, каждую рубашку, каждое яблоко или пакет молока. Конечно не сразу, но э тому всё идёт, и мы это видим.
На прямые вопросы депутатов – сколько будет стоить такая марка – чиновники ответов не дают. Сейчас уважаемый министр сказал, что для малого бизнеса марка будет стоить 3 тенге, но эта цифра вызывает сомнения. По расчётам предпринимателей, стоимость одной марки составит до 25 тенге.
Но остаётся открытым вопрос: с какой радости все граждане и все предприниматели Казахстана должны платить хоть 3, хоть 25 тенге, или даже пол-тенге какой-то частной компании?
Каждый из нас ежедневно приобретает какие-то товары – продукты, лекарства, детские вещи. И не по одной штуке. Значит, за уже все 100-200 тенге каждому казахстанцу нужно будет отдать «незнакомому дяде». Нам что, мало естественной инфляции?
А теперь просто умножьте это на 18 млн населения.
Речь идёт о миллиардах - такой доход это Соглашение предполагает отдавать частной компании – оператору обязательной маркировки. И значительная часть этого «налога» будет уходить российской компании, которая инициировала этот мега-проект.
2). Введение маркировки потребует приобретения соответствующего оборудования как производителями, так и дистрибьюторами и магазинами. Уважаемый Алихан Асханович говорит, что для крупного бизнеса оно будет стоить 10-50 млн.тг, но это также спорно. По данным бизнеса, его стоимость составит около 500 тысяч долл. для производителей, и порядка 500 долл на каждый терминал в торговле.
Если учесть, что в стране более миллиона субъектов бизнеса – посчитайте, во что это новшество суммарно обойдётся казахстанским предпринимателям.
Да, Минфин предусматривает какие-то механизмы в поддержку предпринимателей, например, продажу такого оборудования в лизинг. Спасибо хотя бы за это. Но дело в том, что лизинг тоже нужно отдавать, да ещё с процентами.
А главное- предприниматель все свои расходы перенесёт в себестоимость товара. То есть, товары подорожают не только на цену марки, но и на цену оборудования.
3). Как все хорошо знают, недавно в США привлекли к ответственности ряд браузеров за сбор данных о клиентах и передачу сведений третьим лицам. Это делали разные компании, каждая по своим собственным клиентам. Но в США посчитали такие действия преступлением.
В нашем случае появляется единый держатель информации по абсолютно всем движениям товаров, всем контрактам по всей цепочке от производства до продажи, всем платежам и всем покупателям.
По нашему мнению, такая информация затрагивает интересы национальной экономической безопасности, представляет собой огромный блок как государственной, так и коммерческой тайны и подлежит особой защите. Считаем, что её ни в коем случае нельзя передавать в частные руки.
А разработчики предлагают поручить её ведение национальной компании, которая по закону уже является частным предприятием. Более того, эта компании включена в план приватизации. Создаётся угроза доступа к огромному плату информации совершенно посторонними лицами, без какой-либо ответственности.
Как быть с этой ситуацией – ответа тоже нет. И нас это беспокоит.
4). У фракции «Ак жол» вызывает крайнее недоумение, каким образом Правительство не только подписало такое Соглашение, но и согласилось с п.7 в нём. Данный пункт предусматривает право каждого члена ЕАЭС самостоятельно вводить обязательную маркировку тех или иных товаров на своей территории. То есть, товары других членов Союза, чтобы попасть на эту территорию, также будут обязаны выполнять требования маркировки, иначе их туда не пустят, даже если в своей стране они под маркировку не подпадают.
Тем самым данное Соглашения прямо нарушает сам смысл Евразийского экономического союза. Напомню, что его официальной задачей была свобода перемещения товаров, труда и капитала на едином экономическом пространстве, по аналогии с Евросоюзом.
А теперь партнёры вводят правила, которые прямо ограничивают эту свободу. И наше Правительство не только соглашается с игнорированием важнейших принципов Союза, но и убеждает своих предпринимателей в законности таких ограничений.
Фракция «Ак жол» считает, что ратифицировать такое Соглашение – значит соглашаться с ущемлением прав казахстанского бизнеса в рамках ЕАЭС.
5). Особенности введения обязательной маркировки подразумевают приоритет интересов крупных компаний в ущерб малому и среднему бизнесу. Потому что только крупные производители могут позволить себе дополнительные непроизводительные расходы.
Уже сегодня можно предполагать, что малые и средние производители тех товаров, которые подпадут под маркировку, - например, производители спецодежды, предметов гигиены, постельного белья - просто обанкротятся. Их место объективно займут товары крупных производителей из России, просто потому что там другие объёмы экономики, а дополнительные затраты всегда компенсируются масштабом. Это вам скажет любой троечник с экономфака.
Между тем, всего два месяца назад в Послании «Рост благосостояния казахстанцев», Президент Назарбаев поручил Правительству развивать «экономику простых вещей» - т.е. внутреннее, отечественное производство товаров народного потребления.
И именно против этого отечественного производства ТНП, против малого и среднего бизнеса направлено обсуждаемое сегодня Соглашение.
6). Обязательная маркировка товаров и её администрирование неизбежно приведут к тотальному государственному контролю за товарооборотом и ужесточению адм.давления на бизнес. Это прямое противоречие политике Президента.
Можно понять мотив российских инициаторов этого проекта, на фоне торговых эмбарго с половиной мира и борьбе с ре-экспортом.
Но ведь Казахстан ни с кем торговых войн не ведёт; никаких эмбарго не объявляет. А введение маркировки имеет одной из целей распространение российского эмбарго товаров и на нашу территорию, неужели не понятно?
В целом, сам факт подписания такого Соглашения вызывает вопросы о качестве работы казахстанских представителей в ЕЭК. Позволю себе процитировать выдержку из Послания Президента «Третья модернизация Казахстана»: «Необходимо обеспечить защиту и продвижение национальных экономических интересов в рамках международного сотрудничества. Это касается прежде всего работы внутри ЕАЭС» - цитата окончена.
Каким боком рассматриваемое Соглашение «защищает» национальные интересы Казахстана? Никаким, напротив, ущемляет их. И хотел бы посоветовать нашим переговорщикам в Москве поучиться у российских коллег отстаивать свою точку зрения.
Насколько известно, в Евразийской экономической комиссии действует правило консенсуса. И если бы казахстанские министры в ЕЭК проявили государственный подход – то всего этого неприятного разговора в стенах парламента просто не было.
Уважаемый Нурлан Зайрулаевич, уважаемые коллеги.
С учётом изложенного, фракция «Ак жол» не видит возможности поддержать рассматриваемый документ.
Напоследок одна ремарка. Когда с критикой этого Соглашения поначалу выступил «Атамекен», то его представителей в правительстве обвинили, будто они защищают «недобросовестный» бизнес.
Предвосхищая такую реакцию, хочу напомнить, что совсем недавно, в ходе обсуждения закона «О стандартизации», депутаты предлагали ужесточить ответственность аферистов за некачественную и опасную продукцию. Но именно правительство не пропустило эти поправки и не захотело строго наказывать халтурщиков.
Мы повторим свои поправки в законе о торговой деятельности. И если разработчик действительно хочет бороться с недобросовестным бизнесом, то поддержите депутатов.
А этим Соглашением мы гребём под одну гребёнку и недобросовестных и честных предпринимателей.
Нас такой подход не устраивает, поэтому повторюсь, «Ак жол» его не поддержит. Спасибо за внимание