Депутаты подняли вопрос о госзакупках - www.nomad.su
www.nomad.su (Казахстан), 25.06.2014
Сегодня в Мажилисе с участием вице-спикера Палаты Дариги Назарбаевой рассмотрены вопросы защиты отечественных товаропроизводителей в системе закупок национальных компаний и предприятий квазигосударственного сектора.
– С позиции ряда казахстанских товаропроизводителей значимость данного вопроса связана также с тем, что последние изменения в Закон 'О государственных закупках' негативным образом отразились на отечественных товаропроизводителях, – заявил при обсуждении депутат Мажилиса, руководитель парламентской фракции ДПК 'Ак жол' Азат Перуашев (тезисы):
Согласно нормам ныне действующего Закона к товарам, работам, услугам изготавливаемым, выполняемым, оказываемым потенциальными поставщиками из России и Беларуси, применяется национальный режим на равных условиях с товарами, работами и услугами казахстанского происхождения.
Введение национального режима в отношении поставляемых товаров приводит к тому, что участились случаи закупа организаторами проводимых закупок товаров полностью производимых в других странах Таможенного союза
Анализ продаж АО 'Агромашхолдинг' и ТОО 'СарыаркаАвтоПром' за аналогичные периоды (январь-май) 2013 и 2014гг. проводимых в рамках процедур государственных закупок показывает, что на лицо двукратное снижение общего объема продаж.
Не случайно, что в Мажилисе Парламента проект Закона 'О госзакупках' подвергся острой критике со стороны депутатов фракции 'Ак жол', да и всего депутатского корпуса. Однако, исходя из международных обязательств РК, в частности, Соглашения о государственных (муниципальных) закупках ратифицированного РК 8 июля 2011 года, данный проект Закона после доработки все был принят.
Депутатам 'Ак жола' удалось настоять на внесении в указанный Закон определенных норм по поддержке отечественного бизнеса. В частности, по аналогии с российским и белорусским законодательством, Правительству РК предоставлено право устанавливать запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, а также работ и услуг, выполняемых иностранными поставщиками, в целях защиты конституционного строя, обеспечения правопорядка, национальной безопасности и обороноспособности страны, а также защиты внутреннего рынка РК.
Еще один важный момент по поддержке отечественных компаний, который нашей фракции удалось отстоять в Законе – это возможность гарантированных закупок у субъектов отечественного малого и среднего предпринимательства. Организатор государственных закупок при осуществлении государственных закупок обязан осуществлять государственные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в размере не менее пятнадцати процентов от общего объема в суммарном выражении, выделенного для приобретения данных товаров, работ, услуг в текущем году.
Тем не менее, наши наиболее принципиальные предложения – о защите интересов отечественных производителей в целом – были отклонены.
При этом Министерство финансов в официальном письме на мое имя уведомило, что возможность защиты интересов казахстанских производителей будет решена через Закон 'О закупках', регулирующий деятельность национальных компаний и предприятий квазигосударственного сектора.
Данное предложение вызвало откровенный оптимизм и у фракции 'Ак жол', и у бизнес-сообщества в целом, по той простой причине, что объемы рынка квази-государственного сектора в 6 раз превосходят рынок госзакупок! Например, в 2012 г. рынок госзакупок составил 1 трлн 589 млрд тенге, тогда как рынок нацкомпаний и госпредприятий – 8 трлн 400 млрд тенге!
Поэтому национальный бизнес, безусловно, заинтересован в наведении порядка и прозрачности, а также в получении преференций в данном секторе.
При этом, подобный подход не противоречит существующей практике в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭС: Так, нормы о приоритете местных товаров и услуг установлены федеральным Законом РФ 'О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц', который устанавливает требования для государственных корпораций, государственных компаний и их дочерних предприятий.
В то же время, мы не обольщаемся этой идеей, поскольку предложения о закреплении порядка проведения тендеров и иных закупок нацкомпаниями и госпредприятиями, по понятным причинам, не приветствуются в самих нацкомпаниях.
Как показывает, во всяком случае, мой личный опыт обсуждения вопроса с их представителями, квазигосударственный сектор считает, что у их предприятий должны быть развязаны руки для оперативного принятия решений. Нередко менеджеры ссылаются на 'особую роль' их компаний в выполнении стратегических задач развития и т.д.
Это все обсуждаемо, но при этом поступают многочисленные сигналы от частных предпринимателей о нарушении их прав при закупках в квази-государственном секторе, вымогательствах и поборах, злоупотреблении должностными полномочиями. (Например – подача вагонов зерновикам – от 200 до 600 долларов; или сроки оплаты за поставленные товары и услуги и т.д.).
Судя по всему, пришло время признать, что в стране сформировалась система корпоративной коррупции в квази-государственном секторе, в отличие от коррупции на госслужбе.
И принятие соответствующего закона 'О закупках' может стать важным факторов в выявлении, пресечении и предупреждении корпоративной коррупции.
Думаю, что мы в достаточной мере предоставили свободу нацкомпаниям и госпредприятиям в этой сфере на этапе становления гос.сектора экономики. Теперь пора наводить порядок и прозрачность.
История вопроса: нацкомпании и госпредприятия были выведены из-под действия закона 'О госзакупках' с 2008 г. С тех пор прослеживается постепенное сокращение объемов госзакупок, но увеличение закупок в квазигосударственном секторе.
Происходит перетекание тендерных и закупочных процессов в менее прозрачный сектор.
Вокруг министерств и ведомств создаются различные АО, ТОО и РГП, деятельность которых не подпадает под Закон 'О госзакупках', к ним от этого госоргана передаются функции по закупу и тем самым создаются условия для более вольного обращения с государственными средствами.
Эту возможность надо перекрыть.
Предложение ДПК 'Ак жол' ввести мораторий на создание новых 'дочек' госорганов взамен подлежащих приватизации с аналогичными функциями. Иначе под приватизацию передадут 'пустышки', а сами финансовые потоки так и останутся в руках чиновников и госменеджеров.
Взамен требований Закона, в 2009 г. для квази-государственного сектора были разработаны и постановлением Правительства были приняты Типовые правила закупок для национальных холдингов, компаний и организаций, которые предусматривают требования по казахстанскому содержанию.
Однако, данные правила не носят характер прямого действия, каждая конкретная компания на их основе устанавливает собственные требования. Кроме того, за нарушение предусмотренных правилами норм отсутствует какая-либо ответственность должностных лиц, кроме дисциплинарной. Это создает коррупциогенные предпосылки, так как остается нерешенным вопрос об ответственности недобросовестных организаторов конкурса со стороны национальных компаний.
С момента вывода из под действия Закона 'О государственных закупках' закупок осуществляемых Фондом национального благосостояния, другими холдингами и национальными компаниями и их дочерними и зависимыми организациями была исключена административная ответственность со стороны не добросовестных представителей последних.
Так, в соответствии со статьей 167 действующего КОАП РК нарушение требований законодательства о государственных закупках к конкурсной документации влечет административную ответственность. Более того, в случае превышения полномочий, должностное лицо госзакупок может быть привлечено и к уголовной ответственности.
В тоже время, должностные лица являющиеся организаторами закупок проводимых национальными компаниями, в их дочерних и зависимых организациях такой ответственности не несут.
Имеются вопросы по транспарентности (а точнее, не-транспаретности) проводимых закупок национальным управляющим холдингом и другими субъектами квазигосударственного сектора.
Необходима работа по сокращению излишних бюрократических процедур при участии в закупках отечественных производителей.
По информации казахстанских товаропроизводителей, при закупках проводимых группой компаний АО 'ФНБ 'Самрук –Казына' и закупках недропользователей, организатор обязан проводить закупку способом закупки ценовых предложений, только после получения писем с АО 'Национальное агентство по развитию местного содержания 'Nadloc' и Министерства индустрии и новых технологий о том, что в Казахстане нет отечественных товаропроизводителей закупаемого товара.
Зачем нужны такие дополнительные процедуры не понятно. Ведь Фондом ведется Реестр отечественных товаропроизводителей. Для чего он формируется, если требуется согласие еще Агентства и Министерства?
Еще один серьезный административный барьер – это условия внесения, содержание и виды обеспечения заявки.
Зачастую потенциальные поставщики являющиеся отечественными товаропроизводителями обязаны для обеспечения заявки вносить достаточно большое количество денег находящиеся в обороте.
Не случайно, что это норма вызывает справедливую критику со стороны предпринимательского сообщества Казахстана.
Напомню, что в целях минимизации излишних административных барьеров норма об обеспечении заявки на участие в конкурсе была исключена из действующего Закона 'О государственных закупках' (ст.23 Закона).
И это далеко не полный перечень аргументов за скорейшую разработку и приятие закона 'О закупках', регулирующего деятельность квази-государственного сектора.
Мы понимаем, что тема достаточно непростая, имеются аргументы и против такой позиции, и приглашаем обсудить их – открыто.
Тему продолжили министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев, вице-министр финансов Берик Шолпанкулов.
Свою позицию представили также председатель Агентства по защите конкуренции Галым Оразбаков, заместитель главы Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Марат Ахметжанов и генеральный директор ТОО 'Самрук-Казына Контракт' Серикбек Елшибеков.
В обсуждении темы приняли участие и представители Национальной палаты предпринимателей, Национальной индустриальной палаты Казахстана, АО 'НК 'Казмунайгаз', 'Казахтелеком', 'Қазақстан темір жолы', а также представители безнес-ассоциаций и предприятий.
Вел заседание председатель Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултан Аимбетов.