23
Март

Выступление А.Перуашева в ходе обсуждения уточнений в республиканский бюджет

Выступление А.Перуашева в ходе обсуждения уточнений в республиканский бюджет

(пленарное заседание Мажилиса, 20 марта 2019)

 

Уважаемые коллеги!

 Фракция ДПК «Ак жол» поддерживает предложенные корректировки бюджета, направленные, в первую очередь, на финансовое обеспечение социальных инициатив Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Необходимо отметить, что основную часть дополнительных доходов планируется обеспечить за счет увеличения налоговых поступлений в размере 198 млрд. тенге через усиление таможенного администрирования.

Конечно, нужно приветствовать такое укрепление собираемости налогов, но вызывает вопрос, почему для наведения порядка в данном секторе потребовалось личное поручение Елбасы, и почему эти источники пополнения бюджета ранее оставались не задействованными.

 В увеличении расходов республиканского бюджета на 2019 год на 1,17 млрд тенге наибольшая доля - почти 43,3 % приходится на социальную сферу. Сумма дополнительно выделенных средств из бюджета на реализацию социальных поручений, озвученных Первым Президентом, составляет 820,5 млрд тенге.

В их числе - вопросы увеличения детских пособий, улучшения положения многодетных семей, обеспечения жильем, повышение пособий по инвалидности на 30%, адресная социальная помощь, повышение заработной платы низкооплачиваемых работников бюджетной сферы.

 Заложенное в нынешней корректировке обеспечение социальных затрат государства характеризуют бюджетную политику Правительства как социально-ориентированную, что крайне актуально в нынешний непростой период и окажет позитивное влияние на положение незащищённых слоёв общества.

Фракция «Ак жол» поддерживает эти подходы и отмечает их безусловную необходимость.

 В то же время вынуждены отметить, что для реализации столь нужных социальных программ госорганы вынуждены в очередной раз увеличивать размер гарантированного трансферта из Национального фонда.

Несмотря на выполнение условия по неснижаемому остатку средств в Национальном фонде до 30% от прогнозного значения ВВП, считаем необходимым отметить, что такие расходы должны покрываться за счет инвестиционных доходов Национального фонда, не затрагивая его накопительной части. Такова практика зарубежных стран, имеющих аналогичные фонды.

 Однако, в представленном прогнозе параметров Национального фонда на 2019 год, мы наблюдаем снижение инвестиционных доходов от управления фондом. Простой расчёт запланированной доходности в 640 млрд тг от 21 трлн 500 млрд накоплений показывает доходность на уровне 3%, причём это расчёты в тенге, как они представлены в проекте бюджета.

 Мы понимаем, что основной задачей является сохранение средств Нацфонда для будущих поколений. Но поверьте, многие успешные казахстанские предприятия были бы рады получить инвестиции под такие проценты и даже в 2-3 раза дороже. Потому что банковские кредиты просто несопоставимы с такими условиями.

Заложенные параметры вызывают вопросы об эффективном управлении средствами фонда и надеемся, что новое руководство Национального банка изучит пути повышения доходности Нацфонда, и в том числе - возможность инвестирования части средств в успешные предприятия, доказавшие свою эффективность в национальной экономике Казахстана. 

Второй момент. Все мы понимаем, что масштабность сегодняшних социальных затрат требует использование Национального фонда, но в таком случае следовало предусмотреть сокращение других статей расходов, что позволило бы экономнее перекрывать возникшую потребность. Однако, расходная часть бюджета в разрезе министерств не предусматривает снижения бюджетных расходов. 

 Ещё более важным полагаем обеспечение затрат бюджета за счёт роста экономики, увеличения её производительности, повышения доходов бизнеса и расширения налогооблагаемой базы. 

На существующие резервы в данном направлении неоднократно указывал Нурсултан Абишевич, говоря о необходимости обеспечить роль малого и среднего бизнеса в регионах, развитии современных обрабатывающих производств, поддержке частного предпринимательства и использовании конкурентных преимуществ национальной экономики.

Надеемся, что новый состав Правительства примет эти задачи на вооружение.

 В этой связи весьма важным является выделение дополнительных средств на поддержку реального сектора экономики общим объемом 312.4 млрд.тг., что несомненно поддерживается фракцией ДПК «Ак жол».

Следует отметить выделение в рамках проведения «Года молодежи» целевых средств на поддержку молодежного предпринимательства – 10,7 млрд. тг.

Молодежный бизнес должен рассматриваться в качестве существенного сегмента малого предпринимательства. Ведь именно он будет определять облик нашей страны уже через 10 лет, от него будут зависеть темпы экономического роста и развития нашей страны завтра.

Таким образом, молодёжное предпринимательство должно стать специальным направлением развития малого и среднего бизнеса.

Особые ожидания фракция «Ак жол» связывает с созданием фонда прямых инвестиций на базе МФЦА.

Это один из наиболее современных способов финансирования перспективных инвестиционных проектов и привлечения средств в реальный сектор экономики. Помимо того, что ФПИ (фонды прямых инвестиций) призваны обеспечивать максимальную доходность для инвесторов, действие их финансового механизма связано еще, как минимум, с двумя важными факторами: предпринимательскими компаниями и государством.

 Реализация Фонда прямых инвестиций на платформе МФЦА даст предпринимателям возможность привлечь фондирование на прозрачных рыночных условиях, помимо дорогостоящего банковского кредитования.

Для государства здесь имеет значение вовлечение и расширение частных инвестиций, их направленность на развитие высоких технологий и коммерциализацию инноваций, рост научно-технического потенциала страны.

В целом, учитывая социальную направленность рассматриваемого бюджета, фракция ДПК «Ак жол» считает возможным поддержать рассматриваемый проект бюджета на 2019-2021 годы.