Своих не бросаем - www.nomad.su
www.nomad.su (Казахстан), 30.06.2014г.
Казахстанский бизнес опять остро нуждается в защите и поддержке. В ходе прошедшего расширенного заседания Комитета по экономической реформе и региональному развитию по вопросам защиты отечественных товаропроизводителей в системе закупок национальных компаний и предприятий квазигосударственного сектора, лидер ДПК 'Ак жол' и глава ее парламентской фракции Азат Перуашев особо обратил внимание присутствующих на целый ряд тревожных тенденций последнего времени.
Как известно, не так давно парламентом был принят Закон 'О государственных закупках'. Прохождение этого законопроекта было, мягко говоря, непростым. С достаточно резкой и весьма обоснованной критикой целого ряда его положений выступили депутаты от фракции 'Ак жол', которые последовательно защищают интересы казахстанских производителей. Вот и в данном случае внимательно изучив все предложенные нормы, они пришли к неутешительному выводу о том, что интересы казахстанского бизнеса могут быть изрядно ущемлены. И основная проблема вполне предсказуемо заключалась в том, что, несмотря на декларируемое товарное равноправие, Казахстан пока не может эффективно конкурировать с товаропроизводителями России и Белоруссии. И дело тут отнюдь не в нежелании или неумении работать со стороны наших бизнесменов. Существуют еще такие объективные факторы, как объемы рынка, развитие его отдельных сегментов, количество производимой продукции и прочие составляющие, которые при пуске дела на самотек вполне способны уничтожить отечественного производителя как класс. Еще раз повторюсь, что никто не против здоровой конкуренции как таковой. Она, безусловно, необходима для дальнейшего стимулирования роста качества самих товаров и оказываемых услуг. Но вся загвоздка заключается в том, что если в настоящее время не оказать казахстанским бизнесменам эффективную помощь и поддержку, то в скором времени выяснится что и конкурировать будет некому – не выдержат наши предприниматели мощного прессинга со стороны своих коллег из ближнего зарубежья.
Вот и последние поправки в законодательство о государственных закупках, фактически подогнали их под стандарты Таможенного и Евразийского экономического союза. А имающееся здесь противоречие в виде обязательного 'казахстанского содержания' (на это, как известно, ранее закладывался определенный процент) было технично отменено путем замены этого понятия на более размытый термин – 'национальный режим'.
В результате, как показал обнародованный на днях проведенный экспертами ДПК 'Ак жол' анализ: 'Введение национального режима в отношении поставляемых товаров приводит к тому, что участились случаи закупа организаторами проводимых закупок товаров полностью производимых в других странах Таможенного союза'. Есть и вполне конкретные примеры. Так, в частности, сравнительный анализ продаж двух крупных казахстанских поставщиков техники АО 'Агромашхолдинг' и ТОО 'СарыаркаАвтоПром' показал двукратное снижение общего объема продаж автомобилей казахстанской сборки по госзакупкам.
Если за период январь-май 2013года было продано 320 единиц автомобилей, а на конец мая подписано 27 договоров на 560 автомобилей со сроком поставки на более поздний срок, то уже в этом году за аналогичный период удалось продать всего 199 единиц техники, а количество подписанных договоров на перспективу сократилось до четырнадцати. В результате, в будущем будет поставлено только 280 единиц техники. И ведь востребованность машин казахстанской сборки не стала меньше, просто пошел более массовый закуп продукции со стороны, что достаточно болезненно ударило по местным поставщикам.
Подобных примеров можно приводить еще достаточно долго. И более подробно они были изложены в аналитической записке, подготовленной ДПК 'Ак жол' и разосланной всем заинтересованным ведомствам.
– К сожалению, в настоящее время интересы отечественных компаний нередко игнорируются, особенно предприятиями с иностранным участием в сфере недропользования. Недавно я принимал представителей ассоциации сервисных компаний из Атырау, которые привели ряд фактов нарушения интересов наших предпринимателей, когда иностранные инвесторы проводят тендеры не в Казахстане, и отдают предпочтение чужим производителям. Это тоже очень большой блок для работы, касающийся и проблемы корпоративной коррупции, – говорит лидер партии 'Ак жол' Азат Перуашев
Безусловно, в ходе бурного обсуждения законопроекта 'О государственных закупках', некоторую часть возникших противоречий удалось снять, и параллельно с этим ввести в Закон нормы по поддержке отечественного бизнеса. В частности, по аналогии с российским и белорусским законодательством, в целях защиты внутреннего рынка РК, правительству было предоставлено право устанавливать запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, а также работ и услуг, выполняемых иностранными поставщиками.
Еще один важный момент по поддержке отечественных компаний, который 'акжоловцам' удалось отстоять тексте нового закона – это возможность гарантированных закупок у субъектов отечественного малого и среднего предпринимательства. И согласно прописанным положениям, организатор государственных закупок при осуществлении государственных закупок обязан осуществлять государственные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в размере не менее пятнадцати процентов от общего объема в суммарном выражении, выделенного для приобретения данных товаров, работ, услуг в текущем году.
Что же касается других направлений защиты, то в правительство было направлено предложение ускорить работу над внесением в парламент законопроекта 'Об офсетной политике'. Данный законопроект требует от инвесторов создавать в Казахстане совместные компании с участием национальных партнеров, и передавать им технологии по производству комплектующих и обслуживанию используемого оборудования, что уже вполне может дать карт-бланш отечественным предпринимателям.
'Офсетная политика может стать важным фактором индустриализации, приобщения казахстанских предприятий к передовым техническим и технологическим инновациям' – подчеркивает в своих комментариях по этому поводу Азат Перуашев.
И вторым противовесом уже наметившимся перегибам может стать принятие еще одного законопроекта 'О закупках'. Ведь несмотря на схожесть названий с принятым Законом 'О государственных закупках', этот законопроект имеет с ним массу принципиальных различий и особенно важен тем, что напрямую затрагивает интересы и регулирует некоторые процессы внутри так называемого квазигосударственного сектора.
Что такое квазигосударственный сектор (который, кстати, занимает огромную часть казахстанской экономики)? В первую очередь это государственные предприятия, акционерные общества и хозяйствующие товарищества, где государство является учредителем (акционером), и аффилированные с ними юридические лица. И как отмечают юристы и экономисты нашей страны, многие правоотношения связанные с субъектами квазигосударственного сектора не находят четкой и конкретной регламентации в действующем законодательстве.
– С тех пор, как нацкомпании и госпредприятия были выведены из-под действия закона 'О госзакупках', то есть с 2008 года – прослеживается постепенное сокращение объемов госзакупок, но одновременно наблюдается увеличение закупок в квазигосударственном секторе, – говорит Азат Перуашев. – В результате, происходит перетекание тендерных и закупочных процессов в менее прозрачный сектор. Вокруг министерств, ведомств и акиматов создаются различные АО, ТОО и РГП, деятельность которых не подпадает под закон 'О госзакупках', к ним от этого госоргана передаются функции по закупу и тем самым создаются условия для более вольного обращения с государственными средствами. Эту возможность надо перекрыть…
Здесь будет вполне уместно привести и некоторые весьма показательные цифры. Так, согласно статистически данным, объемы рынка квазигосударственного сектора в шесть раз превосходят рынок госзакупок. Например, в 2012 году рынок госзакупок составил 1,589 триллиона тенге, тогда как рынок нацкомпаний и госпредприятий достиг итогов в 8,4 триллиона тенге.
Суммы как минимум впечатляющие, и поэтому естественным будет поинтересоваться – насколько в данном секторе соблюдается степень порядка и прозрачности проводимых операций? И вот здесь и возникает целый ряд весьма серьезных вопросов.
Начнем с того, что взамен требований Закона 'О госзакупках' (то есть того закона, из-под юрисдикции которого нацкомпании и госпредприятия были благополучно выведены), в 2009 г. для квазигосударственного сектора были разработаны и Постановлением Правительства были постановлением правительства приняты 'Типовые правила закупок для национальных холдингов, компаний и организаций', которые, по мнению экспертов, не носят характер прямого действия, хотя бы потому, что каждая конкретная компания на их основе устанавливает свои собственные требования.
Не может не настораживать и тот факт, что за нарушение предусмотренных правилами норм отсутствует какая-либо ответственность должностных лиц, кроме дисциплинарной.
А теперь внимание – по официальным данным АЗК, в 2012 году за нарушения в сфере госзакупок было привлечено к дисциплинарной ответственности 1483 чиновника, к административной – 655, и к уголовной – 371.
В то же время в квазигосударственном секторе за нарушения при закупках привлечены к дисциплинарной ответственности всего 118 менеджеров, а к административной и уголовной, благодаря щадящему законодательству не был привлечен ни один человек. Теперь еще раз сопоставим объемы закупок (которые, напомню в шесть раз выше) и задумаемся, возможна ли при таких условиях кристальная честность и бескорыстность со стороны абсолютно всех исполнителей и ответственных лиц, или все же стоит задуматься об отсутствии необходимых рычагов правового воздействия?
И здесь, как указывают аналитики 'Ак жола' (при чем, с их мнением вполне можно согласиться): 'Отсутствие полноценной ответственности создает коррупциогенные предпосылки, так как позволяет без особых рисков распоряжаться гигантскими суммами'.
На этот счет, есть и вполне конкретные факты, изложенные в соответствующих документах, подготовленными ДПК 'Ак жол':
'Поступают многочисленные сигналы от частных предпринимателей о нарушении их прав при закупках в квазигосударственном секторе, вымогательствах и поборах, злоупотреблении должностными полномочиями. Например, подача вагонов зерновикам – от 200 до 600 долларов, или сроки оплаты за поставленные товары и услуги и так далее. Судя по всему, пришло время признать, что в стране сформировалась система корпоративной коррупции в квазигосударственном секторе, в отличие от коррупции на госслужбе...'
Кроме того, вызывает недоумение и излишняя забюрократизированность процесса закупок. По информации поступающей от казахстанских товаропроизводителей, например при закупках, проводимых группой компаний ФНБ 'Самрук-Казына' и закупках недропользователей, организатор обязан проводить закупку способом закупки ценовых предложений, только после получения писем с АО 'Национальное агентство по развитию местного содержания 'Nadloc' и Министерства индустрии и новых технологий о том, что в Казахстане нет отечественных товаропроизводителей закупаемого товара.
– Зачем нужны такие дополнительные процедуры не понятно. Ведь Фондом ведется Реестр отечественных товаропроизводителей. Для чего он формируется, если требуется согласие еще агентства и министерства? – недоумевает Азат Перуашев.
А если учесть, что годовой объем закупок только группы компании 'Самрук-Казына' достигает четырех триллионов тенге, то неудивительно, что вокруг проводимых тендеров периодически разгораются достаточно громкие и болезненные скандалы.
Поэтому и возлагая большие надежды на готовящийся законопроект 'О закупках' (кстати, в своем недавнем официальном письме на имя Азата Перуашева министерство финансов заверило, что в его положениях защита интересов казахстанских производителей будет решена по максимуму) депутаты от фракции 'Ак жол' выступают и со своими дополнительными поправками и предложениями
Например, в озвученном весной этого года депутатском запросе 'акжоловцами' было предложено ввести мораторий на создание новых 'дочек' госорганов взамен подлежащих приватизации с аналогичными функциями. Иначе, по мнению авторов документа, под приватизацию передадут 'пустышки', а сами финансовые потоки так и останутся в руках чиновников и госменеджеров.
Кроме того, неоднократно озвучивалось предложение о гарантированном закупе товаров казахстанских производителей в объеме не менее 15 процентов от общего пакета.
И наконец, по мнению 'Ак жола', серьезной проблемой в закупках является отсутствие паритетных, равноправных отношений между заказчиком и исполнителем. Если исполнитель обязан поставлять товары/услуги день в день, то оплату за них нацкомпании задерживают до полугода без каких-либо последствий, фактически бесплатно кредитуясь у частного бизнеса. Да и разница в штрафных санкциях между ними за аналогичные нарушения может оказаться 10-кратной, что, согласитесь, выглядит как минимум несправедливо.
В итоге, мы опять имеем достаточно тревожную ситуацию, когда казахстанский бизнес может оказаться не только за бортом, но и подвергнуться серьезной дискриминации буквально со всех сторон. Можно ли смириться с таким положением дел, или необходимо в корне менять нездоровые тенденции и все же повернуться лицом к тем, людям которые своим повседневным и, надо отметить, нелегким трудом создают экономику нашей страны? Ответ, на этот, в общем-то, риторический вопрос для самого 'Ак жола' очевиден. И теперь хотелось бы, чтобы эта очевидность достигла понимания и у тех ответственных чиновников, которые пока что не предприняли никаких практических шагов для урегулирования сложившейся ситуации и фактически ставят казахстанский бизнес на призрачную грань выживания.