Қазақстан Республикасы
Парламенті Мәжілісінің
депутаты А.Т.Перуашевке
Құрметті Азат Тұрлыбекулы
15.05.2019 жылғы 10-8-533/ЮЛ-А-265тапсырмаңызға
Қазақстан Республикасы Энергетика министрлігі жоғарыдағы тапсырманы орындау мақсатында «Актобестроймонтажсервис» ЖШС-нің 2019 жылғы 23 сәуірдегі №33 хатында көрсетілген «Жер қойнауын пайдаланушылардың және олардың мердігерлерінің көмірсутектерді барлау немесе өндіру жніндегі операцияларды жүргізу кезінде пайдаланылатын тауарларды, жұмыстарды және көрсетілетін қызметтерді сатып алу туралы қағидаларын бекіту туралы» 2018 жылғы 18 мамырдағы бұйрығына қатысты ескертпелері мен ұсыныстарын қарастырып сізге жауаптың көшірмесін жолдайды.
қосымша: Энергетика министрлігінің хаты -5 парақ
Бірінші вице-министр М.Досмұхамбетов
Ответ МЭ РК для ТОО «Актобестроймонтажсервис»
ТОО «Актобестроймонтажсервис»
пр.312-й Стрелковой дивизии,5 г. Актобе
на исх.№30 от 23.04.2019 года
на исх.№33 от 23.04.2019 года
Министерство энергетики Республики Казахстан (далее - Министерство) рассмотрев Ваше обращение, касательно несовершенства установленного порядка приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по разведке или добыче углеводородов и добыче урана, утвержденных приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 18 мая 2018 года №196 (далее – Правила), сообщает следующее.
Согласно п.4 ст.131 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года № 125-VI ЗРК «О недрах и недропользовании» (далее – Кодекс) оператор в области поддержки казахстанских кадров и производителей в отношении углеводородов определяется уполномоченным органом в области углеводородов и осуществляет мониторинг выполнения недропользователями обязательств по закупкам товаров, работ и услуг у казахстанских производителей, привлечению казахстанских кадров, обучению казахстанских кадров, финансированию научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ, а также приобретению недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по разведке или добыче углеводородов.
В соответствии с приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 26 января 2018 года №26 «Об определении оператора в области поддержки казахстанских кадров и производителей в отношении углеводородов и урана», оператором определено АО «Информационно-аналитический центр нефти и газа».
В соответствии со ст.131 Оператором проведен анализ, в рамках которого:
по 1 пункту
Согласно пункту 10 Правил, потенциальный поставщик не имеет доступ к просмотру конкурсных заявок, протоколов рассмотрения конкурсных заявок и подведения итогов открытого конкурса, открытого конкурса на понижение (электронные торги), для участия в которых он не подавал конкурсную заявку.
Данная мера была принята в соответствии с законодательством РК в области предпринимательства.
Согласно ст.130 и ст.141 Предпринимательского кодекса РК задачей государственного контроля и надзора является обеспечение повышения конкурентоспособности национальной продукции и защиты конституционных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
Одним из оснований для проведения внеплановой проверки (одна из форм государственного контроля) являются обращения физических и юридических лиц (потребителей), права которых нарушены.
Следовательно, если после проведения контроля за установленными заказчиком требованиями в конкурсной документации, который может проводить любой потенциальный поставщик, зарегистрированный в ГИС «Реестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей» (далее – Реестр), Министерством будет принято решение о допущенных заказчиком нарушениях законодательства РК, конкурс подлежит отмене, конкурсная документация приводится в соответствие и конкурсные процедуры объявляются вновь в течение одного месяца с момента отмены (п.17 Правил).
Если же по итогам проведенного контроля конкурсной документации со стороны любого потенциального поставщика Министерством не установлены нарушения законодательства РК (следовательно, отмена конкурса не проводится) и потенциальный поставщик не подает конкурсную заявку для участия в конкурсе, доступ к просмотру дальнейшей информации данному поставщику закрывается, так как права, свободы и законные интересы данного поставщика заказчиком не могут быть нарушены.
Если в период рассмотрения конкурсных заявок нарушаются права и законные интересы участников конкурса, как показывает практика, потенциальные поставщики незамедлительно обращаются в адрес Министерства для устранения факта незаконного отклонения/допуска его конкурсной заявки либо иных участников конкурса.
На основании изложенного, ИАЦНГ полагает, что после введения вышеуказанной нормы, гражданский контроль со стороны любого потенциального поставщика не ослаб, так как доступ к информации об объявлении конкурсных процедур и условий участия в них открыт для всех зарегистрированных в Реестре поставщиков. Потенциальный поставщик, участвуя в конкурсе, имеет возможность просматривать конкурсные заявки других участников для недопущения факта необоснованного допуска конкурсной заявки со стороны заказчика.
по 2 пункту
Согласно ст.134 Кодекса РК «О недрах и недропользовании» операции по недропользованию проводятся в соответствии с базовыми и техническими проектными документами.
В соответствии с п.222 и п.392 Единых правил по рациональному и комплексному использованию недр, утвержденных Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 15 июня 2018 года № 239, выбор способа эксплуатации, подбор, установка скважинного оборудования, а также дальнейшие работы по повышению продуктивности поисковых, оценочных или добывающих скважин и достижению намеченной приемистости нагнетательных скважин осуществляются недропользователем в соответствии с базовыми проектными документами на разведку и добычу углеводородов.
При разведке, разбуривании и разработке нефтяных, нефтегазовых, газовых и газоконденсатных месторождений применяются только экологически чистые технологии и химические продукты, высоконадежная современная технология и оборудование, в том числе для условий высокого содержания сероводородам, соответствующая стандартам Республики Казахстан или мировым стандартам, если требования мировых стандартов не ниже казахстанских.
Следовательно, если проектным документом предусмотрены типы, марки, модели оборудования и материалов, недропользователи при проведении операций по недропользованию руководствуются данными проектными документами.
Вопрос об указании проектными организациями в проектах определенных марок оборудования, без альтернативных вариантов, и прохождения данного проекта процедуры согласования государственной экспертизой, не является вопросом, который должен быть урегулирован в рамках Правил, поскольку Правила содержат только нормы о проведении процедур закупок. Данный вопрос должен разрешаться в рамках законодательства в области проектирования РК.
по 3 пункту
Норма об установлении минимального срока для поставки товара в количестве 60 дней была введена в 2017 году по инициативе НПП «Атамекен» и Ассоциации трубной продукции в целях поддержки казахстанских производителей товаров, в связи с тем, что казахстанские производители не могли принимать участие в таких конкурсах, так как срок изготовления товара составлял менее 60 дней.
Предлагаемые заявителем поправки приведут к снижению вовлеченности казахстанских производителей в закупки недропользователей, так как доля местного содержания не более 10% предполагает долю местного содержания и в 0% и будет направлена на поддержку «перекупщиков».
Согласно п.8 Правил основным принципом проведения закупок является поддержка казахстанских производителей товаров.
по 4 пункту
Потенциальный поставщик может иметь данный статус не только при участии в конкурсных процедурах, которое предполагает скачивание конкурсной документации и технической спецификации, но и при выборе заказчиком потенциального поставщика для заключения договора способом из одного источника и без применения норм Правил (прямой договор), при котором отсутствует необходимость в скачивании конкурсной документации.
по 5 пункту
Согласно ст.9 ГК РК защита гражданских прав осуществляется судом, арбитражем путем: признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; взыскания убытков, неустойки; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношений; признания недействительным или не подлежащим применению не соответствующего законодательству Республики Казахстан акта органа государственного управления или местного представительного либо исполнительного органа; взыскания штрафа с государственного органа или должностного лица за воспрепятствование гражданину или юридическому лицу в приобретении или осуществлении права, а также иными способами, предусмотренными законодательными актами Республики Казахстан.
Обращение за защитой нарушенного права к органу власти или управления не препятствует обращению в суд с иском о защите права, если законодательными актами не предусмотрено иное.
На основании изложенного, считаем, что способы защиты нарушенных прав потенциальных поставщиков урегулированы ГК РК.
по пункту 6
Ответственность сторон определяется договором и находится в плоскости гражданско-правовых отношений сторон, в связи с этим, стороны договора при установлении ответственности руководствуются нормами ГК РК.
по пункту 7
В обращении не приводится обоснование необходимости внедрения нормы касательно подтверждения платежеспособности потенциального поставщика.
по пункту 8
В действующем порядке закупа предусмотрен минимальный срок для приема конкурсных заявок – 10 рабочих дней, который приравнивается к 15 календарным дням (с учетом выходных дней).
по пункту 9
Согласно ст.617 ГК РК если иное не предусмотрено договором, работа выполняется иждивением подрядчика: из его материалов, его силами и средствами.
Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц.
На основании изложенного, при приобретении работы в конкурсной документации может содержаться перечень товаров, который представляется и используется подрядчиком при выполнении работы.
Правила предусматривают, что недропользователи и их подрядчики должны руководствоваться Правилами, следовательно, если у подрядчика нет в наличии нужного количества товара, необходимого для выполнения работ в рамках заключенного с недропользователем договора, подрядчик обязан приобрести данный товар в соответствии с Правилами (путем проведения конкурсных процедур).
В связи с тем, что подрядчик руководствуется Правилами при приобретении товаров для выполнения работ для недропользователя, конкурентная среда при приобретении товаров не ограничивается.
Согласно п.4 ст.15 Закона РК «О правовых актах» при составлении планов подготовки проектов нормативных правовых актов учитываются предложения государственных и иных органов и организаций, в том числе научных, а также предложения Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и иных заинтересованных лиц, подготовленные по итогам правового мониторинга.
Вместе с тем, отмечаем, что при разработке и утверждении Правил Министерством берутся во внимание позиции НПП «Атамекен», аккредитованных ассоциаций, а также позиции согласующих заинтересованных государственных органов, в связи с этим, вышеуказанные вопросы дополнительно подлежат рассмотрению на рабочих группах с участием указанных организаций и ассоциаций.
Первый вице-министр М. Досмухамбетов