05
Июнь

Выступление А.Перуашева в ходе обсуждения отчетов Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2018 год

5 июня 2019 года, пресс-служба ДПК 'Ак жол'

 

Я готов подписаться под каждым критическим замечанием наших коллег, прозвучавшим сегодня, и тем удивительнее было слушать объяснения членов Правительства по высказанным претензиям.

Да, если смотреть по конкретным параметрам бюджета, получается, что многие из них реально выполнены. Но почему-то это не сказывается на общей картине социально-экономического развития республики. По отдельности индикаторы вроде исполняются, но того изменения уклада и характера экономики, о котором нам все время говорят, так и не происходит.

Я напомню, что Стратегический план развития до 2025 года в рамках Третьей модернизации предусматривает создание новой модели экономического роста, основанной на технологическом обновлении, реализации системообразующих проектов, способных производить товары высокотехнологичных переделов, и вывод новых казахстанских товаров на внешние рынки. 

С такой глобальной задачей параметры бюджета, даже будучи испрошенными, - не очень вяжутся.

Например, в структуре экспорта у нас произошло увеличение доли минеральных ресурсов с 68 процентов до 74 процентов - и где тут «товары высокотехнологичных переделов»?

В рамках торговли со странами Евразийского экономического союза происходит рост отрицательного сальдо за счет экспансии товаров из России и Белоруссии. О каком «выводе казахстанский товаров на новые рынки» тогда говорить, если даже внутренний рынок проигрываем?

Более того, Правительство закладывает и дальнейшее увеличение импорта товаров в республику, причем сумма исчисляется уже не миллиардами, а десятками миллиардов долларов.

Да кому производить эти самые высокотехнологичные товары, если по данным Счетного комитета, в рамках реализации второго направления «Дорожной карты бизнеса-2020» при запланированных 7 тысячах 592 проектов просубсидировано лишь 9 процентов от запланированных предприятий. Гарантии вместо 3 тысяч 200 только 17 процентам предприятий, а гранты вообще даже не предоставлялись.

Если говорить про задачи развития технологичной экономики, вызывает большое сомнение также уровень инновационности и технологичности даже запущенных проектов. В рамках ГПИИР, получается, что рост производительности не выполнен более чем на 11 процентов. А ведь отдача от новых технологий и инноваций должна, прежде всего, прослеживаться именно по этому параметру.

Не буду повторять все остальное, готов подписаться под всеми замечаниями наших коллег, в то же время отмечаю, что по большинству параметров Правительство в заданные индикаторы уложилось.

Считаю, что Правительству надо проработать комплексный подход, с более корректным определением приоритетов экономической политики как единого целого, определяющего возможности бюджета. Тогда мы сможем говорить не только об отдельных индикаторах, а о развитии национальной экономики, как взаимосвязанного процесса, от которого зависит социальное самочувствие общества.