Жания Уранкаева
28.06.2019
https://ru.sputniknews.kz/persona/20190628/10731799/Ne-stydno-proigrat-Tokaevu-chem-zanimaetsya-pervaya-zhenschina-kandidat-v-prezidenty.html
Свое выдвижение первая женщина-кандидат в президенты Дания Еспаева назвала большим риском, нацеленным на то, чтобы сломать азиатский менталитет.
После оглашения результатов внеочередных президентских выборов прошло две недели. За это время казахстанцы успели привыкнуть к первой за 27 лет независимости смене главы государства. Выборы 2019 года в Казахстане запомнились стране и миру еще и тем, что впервые в предвыборной борьбе приняла участие женщина.
Корреспондент Sputnik Казахстан побеседовала с экс-кандидатом в президенты, депутатом мажилиса парламента Данией Еспаевой и узнала, как изменилась ее жизнь после выборов.
- Дания Мадиевна, вспомните 10 июня и момент, когда вы узнали о результатах выборов. Какие испытали эмоции?
– Конечно, я ожидала, что буду в первой тройке и рассчитывала на большее количество голосов. Во время моих встреч и поездок в регионы я видела готовность избирателей поддержать меня. Я видела отношение женщин и молодежи. Особенно молодежь хорошо восприняла новость о моем выдвижении на пост президента. Для них это стало хорошим знаком изменений в нашем обществе. Поэтому я рассчитывала на второе место. Сейчас я могу сказать, что это не столь важно.
Главное – это то, что впервые в истории Казахстана на главный государственный пост выдвинулась женщина от демократичной партии 'Ак жол'. Мое выдвижение – это был большой риск и слом азиатского менталитета. В этих выборах мог участвовать лидер партии Азат Перуашев и, наверняка, у него было бы больше голосов. Но мы решились пойти на этот оправданный риск.
Был большой интерес ко мне со стороны западных СМИ, они встречались не со всеми кандидатами и выбрали лишь нескольких для личного знакомства. Поэтому считаю, что третье место – достойный результат.
- Все ли вы успели сказать за время предвыборной агитации, хватило ли времени?
– Однозначно времени было очень мало. За один месяц узнать кандидата, объехать все регионы при всем желании невозможно. Самое слабое место внеочередных выборов – сжатые сроки. Отрадно, что период предвыборной борьбы прошел без применения технологии черного пиара. Сейчас я понимаю, что мы немного недоработали с социальными сетями. Страницу в Instagram я завела лишь в период выборной гонки, и это было поздно, мы недооценили влияние и возможности социальных сетей.
Главный вывод, который я сделала для себя – не нужно бояться делать что-то впервые, нужно быть максимально открытым с избирателями. Люди чувствуют неискренность, а возможность честно отвечать на неудобные вопросы дорогого стоит.
– У вас нет ощущения, что у вас 'украли' голоса? Как отреагировали на нарушения, которые фиксировались во время выборов?
– В социальных сетях была информация о нарушениях, но не думаю, что это существенно отразилось на результатах голосования. Мне сложно судить, каждый случай нужно разбирать вместе с компетентными органами. Конечно, каждый из кандидатов может сказать, что за него голосовали 70% избирателей, но нужно быть реалистами.
- То есть не стыдно проиграть Касым-Жомарту Токаеву?
– Конечно, нет. Я считаю, что это человек с определенным опытом в политике, в государственном управлении, многое сделал, работая на предыдущих должностях. Быть соперником такого политика очень престижно и проиграть ему однозначно не стыдно.
– В нашей стране действующий президент не снимает с себя полномочия главы государства на время предвыборной гонки. Как вы к этому относитесь?
– Безусловно, у действующего президента есть преимущества. Косвенно это отразилось на результатах и выборной кампании. Было бы правильным и справедливым, если бы действующий президент, как и другие кандидаты, брал отпуск без содержания.
- Как вы отнеслись к комментариям казахстанцев в соцсетях о том, что кроме Токаева и Косанова они не знают других кандидатов. Почему наши кандидаты не раскрыли себя ярче: не показали семьи, не рассказали о себе больше, а действовали в рамках стандартного и скучного сценария?
– Времени действительно было мало, недостаточно эфирного времени. Телевидение - удовольствие недешевое и уместить все в несколько минут ролика невозможно. Кандидаты не раскрыли себя как личности? Не могу ответить за всех, расскажу о своем опыте.
Несмотря на то, что мои дети живут в разных городах, во время выборной гонки они приехали и были рядом. Более того, мы сняли видео, в котором я в кругу семьи, рядом с внуками. Но, знаете, мы не почувствовали запроса и интереса от общества. В регионах людей интересовала моя предвыборная программа. Поэтому у меня сложилось впечатление, что общество не готово воспринимать кандидатов со всеми их слабостями.
Для меня реальной отдачей стали письма людей из разных уголков страны. Люди пишут, что называют в честь меня дочерей и внучек, и это очень ценно.
- Казахстанские политологи высказывали мнение, что ваше выдвижение кандидатом в президенты - это своеобразная проверка реакции казахстанцев на президента-женщину, имея в виду спикера сената Даригу Назарбаеву?
– Я с этим не согласна. Если бы это был сценарий Акорды, то на нашем съезде не было сразу несколько претендентов на выдвижение. До последнего не было уверенности, что члены 'Ак жола' утвердят именно мою кандидатуру.
- Вы считаете, ваше участие в выборах повлияло на статус женщин Казахстана?
– Конечно, мое участие в президентских выборах – последний барьер, который мы, женщины Казахстана, преодолели. Нас пока не так много во власти, как этого хотелось бы. Но это показатель уровня амбиций женщин, что надо активнее о себе заявлять. Думаю, что пришло время на законодательном уровне прописать, что в правительстве, парламенте и судах должно быть не менее одной трети женщин. Уверена, что у нас найдется необходимое количество образованных и профессиональных женщин для этих постов.
– Дания Мадиевна, в этом году в стране возникли протестные настроения среди многодетных семей, проблемы социально уязвимых слоев населения стали проявляться острее. Вы, как экс-кандидат в президенты, парламентарий и женщина-мать, какое видите решение этих проблем?
– Я считаю, что пришла пора вводить в нашей стране материнский капитал. Очень часто люди не могут купить жилье в ипотеку из-за отсутствия первоначального взноса. Материнский капитал можно было бы разрешить тратить на образование детей или приобретение жилья.
Сейчас проблемы многодетных матерей мы решаем так, словно тушим пожар. А другие казахстанцы, те, кто имеет одного, двоих детей, остаются в стороне. Считаю, что мы должны дифференцированно вводить субсидии для всех молодых казахстанцев.
- А как быть с митингующими, которые протестовали в дни выборов в Алматы и Нур-Султане?
– Могу сказать, что предупредительные меры полиции – нормальная практика. Митинги для нас в новинку, во всем мире мирные митинги - отработанная практика. Нам нужно к ним привыкать. Если митинги санкционированные и проходят в определенное время и определенном месте, без угрозы для общественного порядка, то обществу нужно давать право высказываться. Считаю, что местные власти, не давая разрешение гражданам на проведение мирных санкционированных митингов, просто перестраховываются.
Граждане не используют в полной мере возможности парламентариев и партий. Некоторые думают, что в парламенте сидят 'зажравшиеся' депутаты, которые решают свои личные проблемы, но это не так.
В парламенте собраны представители разных отраслей. В каждый законопроект, разработанный правительством, мы вносим тысячи поправок. Это кропотливая и серьезная работа. Поэтому обществу стоит плотнее работать с депутатами и помогать в создании работающих законов.
- Завершается очередная сессия парламента, чем займетесь во время депутатских каникул?
– В первые десять дней каникул мы совершим поездки по регионам и встретимся с населением. Во время отпуска я поеду на родину, в Актобе, буду в кругу своих близких, рядом с моей маленькой внучкой. К сожалению, мне не удается уделять родным достаточно времени, поэтому отпуск я проведу рядом с ними.
- Что бы вы сказали тем, 5% избирателей, поставившим галочки напротив вашей фамилии?
- Хочу поблагодарить за веру в меня и преобразования, которые происходят в нашей стране. Думаю, что мы на правильном пути.