27 июня 2012 года, пресс-служба Демократической партии Казахстана «Ак жол»
ДПК «Ак жол» предлагает ввести мораторий на принятие нормативных актов, создающих новые разрешительные и бюрократические процедуры, какими бы наименованиями они ни прикрывались – об этом заявил А.Перуашев в озвученном сегодня в ходе пленарного заседания депутатском запросе на имя Премьер-Министра РК.
Как отмечено в запросе, несмотря на проводимую Правительством работу по либерализации разрешительной системы, на практике для предпринимателей перемены не столь однозначны. В ДПК «Ак жол» обращаются предприниматели, включая ведущее бизнес-объединение страны в лице НЭПК «Атамекен», с примерами, когда уполномоченные госорганы вводят новые типы разрешений взамен исключенных, просто переименовывая их вместо «лицензий» на различные «аттестации», «аккредитации», «допуски», «поверки» и т.п.
Так, из закона «О лицензировании» исключено лицензирование экспертных и инжиниринговых услуг в сфере архитектурной и градостроительной деятельности. Но законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» введена обязательная аттестация специалистов, проводящих подобные работы и услуги. Иными словами, вместо одной лицензии на компанию, предприниматель теперь должен получать несколько аттестатов на всех своих специалистов.
В результате, на сегодняшний день все компании, работающие на этом рынке, по требованию ГАСК в обязательном порядке проходят аттестацию своих сотрудников, хотя ранее, при получении лицензий все аналогичные требования по наличию компетентных специалистов, ими уже были выполнены.
Имеются факты, когда госорганы создают подзаконные акты, которые порождают новые разрешительные барьеры. Так, в законе «О промышленной безопасности на опасных промышленных объектах» были исключены 4 вида аттестации предприятий. В то же время МЧС РК утверждены 9 новых видов аттестации организаций. Более того, требования к аттестации оказались значительно ужесточены, что потребовало проведения повторной переаттестации ранее уже допущенных к работе предприятий.
Министерством транспорта и коммуникаций взамен отменённой лицензии грузовых международных автоперевозок введена т.н. «карточка допуска» предпринимателя к этому виду деятельности, кроме того введено лицензирование на ряд других видов деятельности, ранее не подлежавших лицензированию. Сама процедура получения «карточки допуска» стала более сложной и затратной, чем прежняя лицензия.
«Как ни переименовывай разрешительные барьеры – хоть «лицензия», хоть «аттестация», хоть «допуск» и так далее – бизнесу от этого не легче. Как говорится в нашем народе «Торғайды таспен ұрсан да - торғай өледі, тасты торғаймен ұрсан да - торғай өледі (Хоть бей воробья камнем – воробей умрёт, хоть бей камень воробьём – все равно воробей погибнет)», - подчеркнул А.Перуашев.
«Несмотря на поручения Главы государства, госорганы упорно воссоздают подконтрольную себе сферу, взамен «сокращаемых» разрешительных функций» - резюмировал лидер парламентской оппозиции, - «Тем самым, сохраняется широкое коррупциогенное поле для препятствий и вымогательств с бизнеса, меняется только стоимость подобных «услуг», причём не в лучшую сторону».
Депутаты Фракции «Ак жол» считают, что в государственном регулировании предпринимательской деятельности необходимо учитывать опыт развитых экономик по замене разрешительных процедур системой техрегулирования, стандартов организаций и страхования ответственности.