По проекту закона «О внесении изменений и дополнений по вопросам совершенствования бюджетного законодательства»
9 октября 2013 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
Принятие Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства», по заявлению разработчика, будет способствовать реализации Концепции новой бюджетной политики на первом этапе и повлечет такие положительные правовые и социально-экономические последствия как:
- повышение эффективности управления государственными финансами;
- повышение качества подготовки бюджетных заявок администраторами бюджетных программ;
- повышение результативности деятельности государственных органов в использовании бюджетных средств;
- усиление финансовой дисциплины центральных и местных исполнительных органов;
- укрепление устойчивости государственных финансов и обеспечение выполнения фискальных ограничений, установленных Концепцией новой бюджетной политики.
Какими средствами достигаются заявленные результаты.
Так, предполагается введение нового понятия «бюджетные инвестиции посредством формирования и/или увеличения уставного капитала юридического лица реализация мероприятий, направленных на развитие и расширение деятельности, посредством формирования и/или увеличения уставного капитала юридического лица из республиканского и местного бюджета» в качестве обоснования указано – вводится новое понятие необходимое в рамках бюджетного кодекса.
В статью 32 вносится новый пп.5-2, в котором говориться, что «за каждой бюджетной программой закрепляется руководитель бюджетной программы – должностное лицо администратора бюджетных программ, обеспечивающее планирование и исполнение бюджетной программы. Руководитель бюджетной программы несет установленную законами РК ответственность за некачественное планирование и недостижение результатов бюджетной программы». Напрашивается вывод, что до настоящего момента никто не нес персональной ответственности за исполнение бюджетных программ. Кроме того, предлагаемая редакция данного пункта не все последующие поправки не раскрывают каким образом будет оцениваться некачественное исполнение программы, и какую именно ответственность будут нести руководители бюджетных программ.
Законопроект предусматривает ряд норм, которые могут способствовать слабоконтролируемому использованию бюджетных средств. В частности, бюджетные инвестиции на реализацию особо важных и требующих оперативной реализации задач, не прошедшие этапы планирования, но имеющие положительное предложение Республиканской бюджетной комиссии. По ним предусматривается возможность корректировок в сторону увеличения за счет расходов бюджетной программы на новые инициативы. Бюджетные инвестиционные проекты и бюджетные инвестиции посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц, направленные на реализацию особо важных и требующих оперативной реализации задач включаются в проект бюджета с отлагательным условием по предоставлению недостающей документации.
Подобный подход создает условия неконтролируемого роста затрат по данным видам расходов.
Законопроектом предусматривается фактически децентрализация контрольных функций мониторинга бюджетных инвестиций участия государства в уставном капитале юридических лиц. Если ранее мониторинг и оценку данных инвестиций должен был осуществлять уполномоченный орган по государственному планированию. То теперь мониторинг будут осуществлять администраторы бюджетных программ, а оценку на основании годового отчета по мониторингу уполномоченный орган по планированию. По-видимому, предполагается широкое использование данного способа финансирования государственных инвестиционных проектов.
Предполагается введение новых видов расходов на консультативное сопровождение концессионных проектов. В качестве обоснования данной нормы в пояснительной записке к законопроекту указывается, что это необходимо в связи с низким качеством разработки концессионной документации и подготовки концессионного проекта в целом. Предусматривается что юридическое лицо, уполномоченное Правительством РК компетенцией по сопровождению проектов для госорганов, будет осуществлять качественную подготовку проектов от создания концепции проекта до заключения договора концессии путем привлечения квалифицированных экспертов, аккумулирования знаний в одном центре, ведения переговоров с потенциальными инвесторами, а также сотрудничества с международными институтами.
Вряд ли предлагаемые новеллы можно признать эффективной реализацией совершенствования действующей системы государственного планирования, ориентированной на результаты.
С учётом вышеизложенного, Фракция ДПК «Ак жол» не поддерживает данный законопроект.