20
Июнь

Партия «Ак жол» настаивает на отмене техосмотра для личного автотранспорта граждан-Выступление А.Перуашева на заседании Мажилиса по обсуждению законопроекта «О дорожном движении», 19 июня 2013 г.

Партия «Ак жол» настаивает на отмене техосмотра
для личного автотранспорта граждан
 
Выступление А.Перуашева на заседании Мажилиса
 по обсуждению законопроекта «О дорожном движении»,
19 июня 2013 г.
 
 
Уважаемые коллеги.
Ответ руководства МВД на вопрос фракции «Ак жол» об отмене обязательного техосмотра для личного автотранспорта граждан, мягко говоря, лукавый.
Громкие слова о том, что благодаря техосмотру обеспечивается безопасность движения и т.д. – не имеют отношения к поставленному нами вопросу.
Поскольку никто не предлагает отменить техосмотр для всех видов транспорта, давайте это зафиксируем и не будем больше друг друга пугать страшилками.
 
Первое. Мы говорим о необходимости отмены техосмотра только для легковых авто, находящихся в личной собственности граждан.
Почему это важно: потому что по данным самой же дорожной полиции, за все годы число ДТП, совершённых по причине технической неисправности автотранспорта не превышает  0,3%. Но даже эти 0,3% - это общественный и грузовой транспорт, то есть автобусы и грузовики.
ДТП по причине неисправности личного легкового автомобиля вообще нет ни одного! Поэтому мы спорим о предмете, которого не существует в природе.
 
Второе. Всем известно, что техосмотр превратился в коррупциогенную и лишённую всякого смысла процедуру. После передачи его в частные руки, возросла только стоимость в 3 раза. Сам техосмотр по-прежнему можно не проходить, достаточно передать деньги и иногда фото этого автомобиля. Что, кстати, и делают тысячи наших сограждан. Получается, никто ничего не контролирует, зато платить стали больше посторонним людям.
 
Третье. Даже в случае добросовестного техосмотра, он не может служить гарантией исправности автомобиля. Буквально выехав за ворота центра техосмотра, автомобиль может получить повреждения, разбить поворотник, сорвать рулевую тягу… А по документам будет считаться исправным ещё на протяжении года.
Просто посчитайте: если в году 365 дней, техосмотр занимает один день, а все остальные дни автомобиль предоставлен дороге, то эффективность техосмотра составляет менее 0,3%.
При таком КПД любую систему можно выбрасывать.
 
А доверия больше заслуживает гарантия производителя, тем более, что сегодня многие мировые автоконцерны сами отслеживают исправность своей продукции и при необходимости производят отзыв и замену сомнительных узлов и деталей.
Поэтому если техосмотру и подвергать личные авто, то только старше 5 лет, например, начиная с 7-го года эксплуатации.
 
Четвёртое. Даже если автомобиль, прошедший техосмотр, совершил ДТП по причине технической неисправности, вся ответственность за это ДТП ложится на его владельца. Хотя исправность официально подтверждена техосмотром, за который человек заплатил и поверил специалистам центра!
Сейчас министр МВД сообщил, что в законопроект ввели административную ответственность центров техосмотра в таких случаях.
Но это не решает проблемы. Во-первых, штрафы по адмответственности поступают государству, а не владельцу авто. Во-вторых, возмещение ущерба, нанесённого в результате такого ДТП третьему лицу,  вообще не рассматривается.
Все эти риски гражданско-правовой ответственности так и остаются на владельце. Тогда за что он платит?
Вводите прямую финансовую ответственность центров за эти вопросы.
 
Пятое. Сам факт совершения ДТП по вине техосмотра также доказать будет весьма затруднительно. По сообщениям СМИ, владельцами около 70% центров техосмотра стали бывшие сотрудники аналогичной службы дорожной  полиции. Только раньше деньги шли в доход государства, а теперь – лично к ним. Понятно, что возникают предпосылки для круговой поруки за счёт рядовых граждан. А счёт весьма немалый – в стране более 3 млн.автомобилей, помножьте на стоимость техосмотра – речь идёт о миллиардах.
 
Не случайно при интернет-голосовании, который, кстати, проводил не «Ак жол», а независимые сайты – более 95% граждан однозначно высказались за отмену техосмотра. А партия «Ак жол» собрала около 200 тысяч подписей в поддержку этой инициативы, причём это подписи с указанием личных данных граждан – удостоверений личности, телефонов и т.д.
Поэтому когда некоторые коллеги заявляют, что техосмотр нужен – и мы, и тысячи рядовых казахстанцев возражают: ТАКОЙ техосмотр нам не нужен!
 
Учитывая общественный резонанс данного вопроса, его коррупциогенность а также налагаемую неоправданную финансовую нагрузку на граждан, фракция ДПК «Ак жол» отказывается поддерживать данный законопроект.