Азат Перуашев: Создавая АО по управлению платными автодорогами, мы плодим очередного монстра, делающего коммерцию на государственных функциях и за государственный счёт
7 июня 2013 года, пресс-служба Демократической партии Казахстана «Ак жол»
- « Создавая АО по управлению платными автодорогами, мы плодим очередного монстра, делающего коммерцию на государственных функциях и за государственный счёт» – об этом заявил лидер партии «Ак жол» Азат Перуашев в среду на пленарном заседании Мажилиса, обсуждавшем законопроект о реформировании автодорожной отрасли.
Данным законопроектом предусматривается введение в Казахстане платных дорог и передача автодорог республиканского значения специально созданному АО «Национальный оператор по управлению республиканскими автомобильными дорогами» (Казавтожол). Проект обсуждался в первом чтении.
В ходе обсуждения, лидер демократов поинтересовался у представителя Минтранскома, почему разработчики не учли принципиальные замечания анти-коррупционной экспертизы о том, что по ряду вопросов данный законопроект создаёт условия для коррупционных проявлений.
Так, по передаваемым в управление данному АО платным дорогам вводится административная ответственность за уклонение от оплаты проезда.
- Ваше АО не госорган, а следовательно это гражданско-правовые отношения, которые должны решаться в суде. Где это видано, чтобы государство вмешивалось в спор между хозяйствующими субъектами заведомо на стороне одного из них, да ещё применяло к его контр-партнёру административные санкции? – возмутился Азат Перуашев. - Вся проблема в том, что мы плодим новые и новые квази-государственные структуры, вытесняя частный бизнес. Но мало того, что около каждого министерства создаём ТОО и АО, так ещё наделяем их и государственными функциями.
- Привлечение к административной ответственности, наложение штрафов означает наделение данного коммерческого предприятия (АО Казавтожол) функциями государственного контроля, а это прямо запрещено законами - добавил он.
Другим моментом, вызвавшим критику депутата, стала предлагаемая градация в законе штрафов за нарушение правил проезда по платным дорогам.
- Почему у вас для штрафов градация по типу собственности, а не по типу транспорта? Какая разница для дорожного покрытия, кому принадлежит проехавший автомобиль – физлицу, ИП или ТОО, если его вес одинаков? Ведь по Конституции, у нас равным образом защищаются все виды собственности.
Однако прозвучавшие ответы не сняли сомнений А.Перуашева и его коллег по фракции. Тем более, что остался открытым вопрос и о бесплатном пользовании автобаном жителями тех населённых пунктов, по территории которых они проходят.
- Предлагаемое разработчиком бесплатное перемещение в рамках одного района не решает проблемы. Получается, местные жители будут вынуждены платить просто за право проехать в родное село? Понятно, что за качественную дорогу надо платить, но одно дело воспользоваться автобаном пару раз в месяц, и совсем другое – платить каждый день просто, чтобы съездить на работу или в институт. Тем более, что вы отказались оставить альтернативные пути для бесплатного проезда, и другого выбора у людей нет. А доходы на селе сами знаете какие – считают в ДПК «Ак жол».
В ходе голосования фракция демократов не поддержала указанный законопроект.