Daily news.kz, i-news.kz, nomad.su
28 апреля 2017 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
Монополист подъездных путей АО «ЦТС» уклонился от обсуждения обоснованности завышения своих тарифов до 118 раз, которое сам же предложил после депутатского запроса фракции «Ак жол».
Напомним, что 5 апреля фракция выступила в защиту отечественных производителей из Алматы, Костаная, Павлодара и других регионов от произвола монополистов-владельцев подъездных путей – соответствующий запрос на имя Премьер-Министра озвучил руководитель ДПК Азат Перуашев (текст запроса прилагается).
«В Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана» Президент Назарбаев Н.А. поручил «…принять меры по фронтальному снижению всех видов издержек для бизнеса. Особенно это касается стоимости услуг в энергетике, транспорте и логистике…», - напомнил он о поручении Президента по кардинальному сокращению издержек предприятий.
Азат Перуашев привёл примеры регулярного и необъяснимого увеличения тарифов владельцами подъездных железнодорожных путей. Так АО «ЦТС», помимо повышения самого тарифа, производит расчёт стоимости своих услуг не за используемый отрезок, а за всю длину пути, указанного в техническом паспорте АО, включая не используемые участки.
Например, ТОО «Зерновой Пул Казахстана» использует всего 72 метра подъездного пути АО «ЦТС», а счета теперь получает за 2592 метра, причём с оплатой несуществующего «прогона» вагонов туда и обратно. В результате стоимость проезда одного вагона от тупика до магистрали выросла с 453,66 тенге до 53713,49 тенге, т.е. в 118 раз!
В «Ак жоле» считают, что эта тенденция - более чем тревожная. Счёт идёт на миллиарды, изымаемые у товаропроизводителей в пользу услугодателей, чьи затраты на содержание путей просто несопоставимы с производственными затратами и потребностями в модернизации реального сектора экономики.
«Президент нам постоянно говорит о привлечении инвестиций - а здесь потенциальные инвестиции уходят на сторону, - отмечено в запросе ДПК. - Сложившаяся ситуация заставляет задуматься и о введении ограничений не только по тарифам, но и по конечной стоимости исчисляемых из этих тарифов услуг».
Депутатский запрос вызвал бурную реакцию в Мажилисе, был поддержан спикером, который поручил представителю Правительства взять данный вопрос под личный контроль.
На днях в партию «Ак жол» поступило письмо президента АО «ЦТС», в котором вместо ответов о неконтролируемом повышении тарифов, - перечисляются издержки Общества (в том числе – штрафы), а также выражается «готовность обсудить все существующие вопросы».
В этой связи, представители ДПК «Ак жол» вышли на связь с АО «ЦТС» для организации такой встречи с участием предприятий-ветвепользователей данного АО. Однако, услышав о таком формате, руководство монополиста в телефонном разговоре сообщило, что президент компании внезапно уехал в отпуск, а заменяющий его управляющий директор Илья Михалкин «не готов тратить время» на выслушивание жалоб и попросил «обратиться письменно».
Между тем, обратившиеся за помощью в партию «Ак жол» предприятия ранее уже неоднократно направляли монополисту письменные возражения, но в ответ получали только отписки. Поэтому фракция «Ак жол» не считает нужным повторно обращаться за разъяснениями, а намерена дождаться официального ответа уполномоченных госорганов на свой депутатский запрос.
Остается непонятным, зачем монополист предлагал депутатам «обсудить» проблему отдельно от самих предприятий?
Партия «Ак жол» и ее парламентская фракция продолжают работу по реализации предвыборной программы и защите интересов отечественных предпринимателей.
Приложение: Депутатский запрос от 5 апреля 2017 г.
Министру национальной экономики
Республики Казахстан
Сулейменову Т.М.
В Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана» Президент Назарбаев Н.А. поручил - цитирую: '…принять меры по фронтальному снижению всех видов издержек для бизнеса. Особенно это касается стоимости услуг в энергетике, транспорте и логистике…'
В этой связи вынуждены сообщить, что в партию ДПК «Ак жол» обращаются предприниматели из Алматы, Костаная, Павлодара и других регионов по поводу многократного и необоснованного завышения тарифов на пользование подъездными железнодорожными путями.
Приватизировавшие их новые ветвевладельцы увеличили проездную плату за услуги несоизмеримо выше прежней стоимости, взимавшейся АО «Қазақстан темір жолы».
Парадокс состоит в том, что использующие эти пути реальные производители (ветвепользователи), выпускающие реальную продукцию, вынуждены отдавать десятки миллионов тенге структурам, которые сами ничего не производят. Зато у этих фирм всегда есть возможность поставить шлагбаум или перекинуть цепь перед эшелонами с отгруженным товаром. И их совершенно не интересует, какие проблемы нужно решить предприятию, чтобы организовать производственный процесс, продавать товар, платить налоги и заработную плату работникам. Они просто в любой момент могут создать производству ещё одну проблему, чем успешно пользуются.
При этом товаропроизводитель вынужден платить даже не одному такому вершителю судеб, а нескольким, чьи участки расположены один за другим по пути следования.
Например, Алматинский завод мостовых конструкций оплачивает за проход своих вагонов трём ТОО: «Енисей», «ППЖТ-1», «ППЖТ-2» в среднем 30 000 (тридцать тысяч) тенге за каждый вагон от ворот ТОО «АЗМК» до ст. Алматы-1. В целом это составляет от 50 до 80 млн. в год, которые просто капают кому-то в руки без особых трудов. На том же участке находятся ещё 38 предприятий-ветвепользователей. Просто умножьте 50 млн на 38 - это будет доход ветвевладельцев только на одном участке без каких-либо особых затрат, поскольку пути и их инфраструктура были проложены до них, причём на налоги самих производителей.
Более того, ветвевладельцы ещё и постоянно и необъяснимо увеличивают тарифы. Так, по данным другого алматинского предприятия «Темирбетон», с 1 января текущего года тарифы были увеличены в 8 раз! В итоге, производитель, сам работающий в нынешние непростые времена с рентабельностью в 7%, вынужден половину прежней чистой прибыли отдавать за проезд по дороге, которая вообще-то дорогой является, а всего лишь выходом на магистраль. Собственно транспортировка груза до станции назначения оплачивается по отдельному тарифу.
Зато при попытке предприятия оспорить такое решение, путь был немедленно перекрыт и под угрозой остановки отгрузки продукции и срыва контракта, «Темирбетон» был вынужден пойти на грабительские условия.
Аналогичным образом АО «ЦТС» в Костанайской области за октябрь и ноябрь прошлого года подняло тарифы в 4 раза, при этом расчет теперь производится не по фактически используемому отрезку, а по всей протяженности пути, указанного в техническом паспорте АО «Центр транспортного сервиса», включая никем не используемые участки.
Например, ТОО «Зерновой Пул Казахстана», протяженность используемого им подъездного пути АО «Центр транспортного сервиса» составляет всего лишь 72 метра, а счета теперь получает за 2592 метра, причём с оплатой несуществующего «прогона» вагонов туда и обратно. В результате для данного сельхозпроизводителя стоимость проезда одного вагона от тупика до магистрали выросла с 453,66 тенге до 53713,49 тенге, т.е. в 118 раз!
Парадоксально, что при устном общении с руководством Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Вашего министерства, нас уверяли в «законности» тарифов, так как эта деятельность якобы «находится в конкурентной среде».
Но когда разные участки одного и того же подъездного пути от предприятия до магистрали принадлежат разным хозяевам - то это не конкуренция, потому что ни один такой отрезок вагону объехать невозможно. И эти участки не создают альтернативы выбора, а все вместе вешают свои аппетиты на реального производителя.
Даже при наличии конкуренции (например, по услугам локомотивной тяги), ст.124-6 Предпринимательского кодекса и п.10 приказа МНЭ РК от 1.02.2017 «Об утверждении правил ценообразования на общественно значимых рынках», допускается применение предельных цен по перевозке грузов ж/д транспортом и локомотивной тяги.
В письменном ответе КРЕМиЗК от 3.04.2017 на наше письмо в защиту ТОО «АЗМК», уполномоченный орган уже называет ТОО «Енисей» и «ППЖТ-2» субъектами монополии, но по-прежнему утверждает, что их тарифная политика «законна», и приводит в обоснование расчёты самих этих ТОО. В частности, заявляется, что «за период 2014-2016 годы ТОО «ППЖТ-2» тариф на услуги подъездных путей не повышался». Хотя по данным этого же письма такое повышение видно невооружённым глазом: например, с июля 2015 г., причём сразу на 9,3%.
Кроме того, ТОО «АЗМК» располагает счет-фактурами от ТОО «Енисей» за 2016 г. по тарифу 1569,22 тенге, а не 1426,1 тенге, как утверждает КРЕМиЗК. Получается, монополист незаконно завышает тариф сразу на 10%, а госорган его покрывает? Иначе почему КРЕМиЗК верит на слово монополистам, и не верит их же финансовым документам, которые оплачивают их потребители? И даже не запрашивает такие документы у авторов обращения?
КРЕМиЗК идёт на поводу у монополистов и в том, что умалчивает и об утверждении предельных тарифов этому предприятию на 2017-2021 г.г., где происходит увеличение тарифа ещё на 21%.
Но конечно, особую изобретательность проявил менеджмент АО «ЦТС», который, как указывалось выше, включает в стоимость своих услуг прогон вагонов туда и обратно (что автоматически увеличивает тариф вдвое), и плюс – включая в него не только фактически используемый ветвепользователями маршрут, а всю длину участка, согласно технического паспорта. В результате завышение стоимости услуг по тому может достигать десятки и даже сотни раз.
Но и этого мало: для увеличения платежей, монополист покушается и на пути самих производителей - так, в Павлодаре АО «ЦТС» пытается отсудить у компании «Павлодарская Нива» участок пути, находящийся на территории самого предприятия!
Тенденция «делать деньги» ничего не производя, но обирая добросовестных предпринимателей - более чем тревожная. Счёт идёт на миллиарды, изымаемые у товаропроизводителей в пользу услугодателей, чьи затраты на содержание путей просто несопоставимы с производственными затратами и потребностями в модернизации реального сектора экономики. Президент нам постоянно говорит о привлечении инвестиций - а здесь потенциальные инвестиции уходят на сторону.
Сложившаяся ситуация заставляет задуматься и о необходимости пересмотра условий приватизации этих путей, вводя ограничения не только по тарифам, но и по конечной стоимости исчисляемых из этих тарифов услуг, если не будет найдено приемлемого решения проблемы.
На основании вышеизложенного, просим разобраться в приведенных фактах и защитить отечественных производителей, исходя из поручения Президента в Послании «Третья модернизация», позволю себе его повторно процитировать: «…принять меры по фронтальному снижению всех видов издержек для бизнеса. Особенно это касается стоимости услуг в энергетике, транспорте и логистике…» - цитата окончена.
С уважением,
депутаты фракции «Ак жол»