10
Июнь

На заседании фракции демпартии «Ак жол» с участием наших филиалов и депутатов маслихатов всех уровней заслушали отчёт Министерства индустрии и инфраструктурного развития и нацкомпании «Казавтожол» по депутатскому запросу Азата Сембинова от 2 июня т.г. о введении платности на 18 участках автодорог по всей стране

https://t.me/peruash/2002

Первый вице-министр МИИР РК Берик Камалиев и председатель правления АО «Казавтожол» Аскар Маратулы подробно рассказали о развитии сети автодорог, существующих проблемах и путях их решения. В ходе напряженной двухчасовой дискуссии они ответили на вопросы депутатов Мажилиса Серика Ерубаева, Берика Дюсембинова, Айгуль Жумабаевой, Азамата Абильдаева, а также наших коллег из местных маслихатов Абдирасула Курбаналиева (Туркестан), Курмангазы Мусагитова (Жарминский р-н ВКО), Рустема Тунгатова (Шахтинск, Карагандинская обл), Бауыржана Джангунакова (Нур-Султан) (по видеоконференции). Состоялся непростой разговор, касающийся и протестов дальнобойщиков, и проблем отрасли, её влияния на ценообразование товаров. Резюмируя итоги полемики, подчеркнул, что Демпартия «Ак жол» выступает за рыночные реформы, а потому не оспаривает платность современных магистралей в принципе. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

В то же время, рыночный подход, помимо платности, содержит и такие принципы, как соотношение цены и качества, а также право выбора клиента.

В этом плане есть вопросы к качеству, безопасности и обслуживанию платных трасс. Кроме того, право выбора подразумевает наличие помимо платных магистралей, - также и альтернативных, бесплатных дорог.

Нужно согласиться с Б.Камалиевым, что при наших расстояниях, дисперсности и низкой плотности населения (а значит и низкой загруженности автодорог), строительство и содержание параллельных бесплатных дорог на всем протяжении республиканских магистралей неподъёмно для бюджета, да и нецелесообразно.

В то же время, в ходе строительства самих этих дорог 1 категории, вдоль них прокладываются технологические (грейдерные, грунтовые) дороги, которые после завершения строительства магистралей можно сохранять и поддерживать в рабочем состоянии хотя бы между соседними/близлежащими крупными населёнными пунктами. И они могут использоваться как бесплатная альтернатива.

Наконец, самое главное: решение о повышении стоимости проезда по платным трассам, как и введение платности на новых участках крайне неудачно по времени. Длящийся полтора года «коронакризис» очень негативно сказался на оборотах и платёжеспособности как предпринимателей, так и населения. Правительство идёт на различные меры поддержки МСБ, а увеличение расходов на транспортировку товаров явно противоречит текущей политике государства. Поэтому фракция «Ак жол» солидарна с автоперевозчиками и настаивает на пересмотре заявленных планов.

Как сегодня вечером (9 июня) сообщили некоторые телеканалы, МИИР РК принял решение отложить введение платности на 13 участках из оспариваемых 18. Если это так - то можно будет считать наше выступление успешным. Но для уверенности, надо дождаться официального ответа Правительства на запрос от 2 июня.