Первому Заместителю
Премьер-Министра
Республики Казахстан
Смаилову А.А.
Уважаемый Алихан Асканович !
16 августа по просьбе предпринимателей как к депутату Мажилиса Парламента РК, я посетил таможенный пост «Нурлы жол» на казахско-китайской границе в Алматинской области.
Как и сообщали участники внешнеэкономической деятельности, перед постом образовалась 50-ти километровая очередь из 2,5 тысяч фур, некоторые из которых стоят уже по 40 дней. Водители фур сообщают и о «толкачах» из числа сотрудников дорожной полиции - по их словам, нелегальная «такса» за проход машины вне очереди составляет от 1 до 3 тыс.долл .
На встрече с руководством района и таможенного поста, которые предпринимают усилия для решения вопроса, выявился целый узел проблем: ограничения китайской стороны в связи с коронавирусом, действия отечественных контрольных органов, включая дорожную полицию и транспортный контроль, эмоции и справедливое возмущение дальнобойщиков.
Ряд выработанных предложений требует рассмотрения на правительственном уровне. В частности, требуются:
- достижение договоренностей с китайской стороной об открытии дополнительных пунктов пропуска (прежде всего - Колжат, а также Бахты и Майкапшчагай), об ускорении доставки товаров на склады с китайской стороны;
- организация параллельной перевозки грузов с китайской стороны на территорию СВХ «Евро-Транзит» (силами данного СВХ) с последующей перегрузкой на фуры без заезда на китайскую сторону;
- задействование ресурсов КТЖ (Сухой порт, Достык) и МЦПС;
- внедрение электронной очереди грузовиков для прозрачной работы поста «Нурлы жол».
Особое внимание предприниматели просят уделить пресечению незаконной деятельности «толкачей». Как сообщают дальнобойщики, из 50 фур в день, на китайскую сторону заходят лишь 5-10 очередников, остальных сотрудники дорожной полиции якобы проводят вне очереди.
Водители не исключают, что среди таких могут быть как действительно приоритетные грузы, утвержденные созданным штабом при акиме района (скоропортящиеся товары, тягачи, заходящие за оборудованием для строящихся отечественных предприятий и т.д.); но заявляют и о коррупционных фактах. Они передали список номеров фур, проходящих в обход очереди дважды в неделю, тогда как очередники простаивают до 40 дней.
Предприниматели выражают недоверие местным сотрудникам ДП и просят направить другое подразделение для наведения порядка. Прибывшие ранее сотрудники внутренней безопасности из области, по их словам, сами включились в коррупционную схему.
Участники ВЭД отмечают, что в связи с создавшимся положением произошёл рост стоимости найма фуры (фрахта) до Алматы с докарантинных 3-4 тыс долл. до 12-15 тыс долл., который уже привел к значительному подорожанию товаров массового потребления, включая детскую одежду на рынках Алматы, что особенно чувствительно для населения перед учебным годом и осенним сезоном.
Это лишь доказывает, что за ступор на границе фактически расплачиваются не китайские грузоотправители, а граждане Казахстана, доходы которых и без того упали до минимума.
В этой связи, уважаемый Алихан Асканович, от имени депутатской фракции «Ак жол» прошу Вас дать поручения соответствующим ведомствам (Министерство иностранных дел РК, Министерство внутренних дел РК, Министерство финансов РК, АО «НК «ҚТЖ») по срочному разрешению ситуации.
С уважением,
Депутат Мажилиса Парламента РК,
руководитель парламентской фракции ДПК «Ак жол»
А.Перуашев