Депутаты Мажилиса Парламента Казахстана 15 января 2024
года одобрили в первом чтении законопроект по вопросам противодействия
коррупции, а также сопутствующие ему поправки в Кодекс об административных
правонарушениях, сообщает корреспондент Zakon.kz.
Первый заместитель председателя Агентства РК по противодействию
коррупции Улан Саркулов внес на рассмотрение законопроекты "О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам
противодействия коррупции" и "О внесении изменений и дополнений в
Кодекс РК об административных правонарушениях по вопросам противодействия коррупции".
"Первым законопроектом поправки вносятся в 3
кодекса и 5 законов. Вторым законопроектом вносятся изменения в Кодекс об
административных правонарушениях. Большая часть поправок направлена на
реализацию Концепции антикоррупционной политики до 2026 года, утвержденной
указом президента РК", – озвучил он.
По его словам, вводится публичный реестр коррупционеров.
"Это профилактический инструмент. Основная его цель
– через общественное порицание сформировать в обществе нетерпимость к
коррупции. В реестр будут включаться сведения об осужденных за совершение
тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений. Основанием для включения лиц
в реестр будет являться вступивший в законную силу обвинительный приговор.
Исключение из реестра будет возможным на основании вступившего в законную силу
оправдательного приговора и погашения судимости", – рассказал Улан
Саркулов.
Он отметил, что реестр будет размещаться на сайте агентства, и в него
будут включаться лица, которые будут осуждены уже после введения в действие
закона, так как согласно Закону РК "О правовых актах", законы,
ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют.
"Второе. Для регламентации выявления и урегулирования
конфликта интересов на госслужбе и в квазигоссекторе Закон РК "О
противодействии коррупции" дополняется новой главой "Конфликт
интересов". В данной главе предусмотрены обязанности госслужащих и их
руководителей при наличии конфликта интересов. Так, сообщения о конфликте
интересов или информацию о конфликте интересов, полученную из других
источников, будут рассматривать в госорганах уполномоченные по этике, в
квазигосударственных организациях – антикоррупционные комплаенс-службы, а при
их отсутствии – кадровые службы", – дополнил Улан Саркулов.
С его слов, указанные подразделения по итогам рассмотрения сообщения
будут предоставлять руководству органа или организации рекомендации по
предотвращению и урегулированию конфликта интересов или заключение об отсутствии
конфликта интересов.
"При
наличии конфликта интересов руководство госоргана или организации обязано будет
в течение 10 рабочих дней со дня получения рекомендации принять меры по
предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в том числе отстранить
служащего от исполнения должностных обязанностей в той части, где возник
конфликт интересов, и поручить другому лицу рассмотрение соответствующего
заявления, поручения, документа и тому подобное. Первый руководитель госоргана
или организации обязан своевременно делегировать свои полномочия для
объективного принятия решения по вопросу, по которому у него возник конфликт
интересов, своему заместителю или иному уполномоченному лицу", – рассказал
Улан Саркулов.
Также законопроекты предусматривают
ведение уголовной ответственности за обещание и предложение взятки. Первый
замглавы Антикора подчеркнул, что это одна из ключевых инициатив законопроекта.
"Четвертое.
Совершенствование работы по выявлению преступлений, связанных с вымогательством
незаконного вознаграждения работником госоргана, государственной и
негосударственной организации. Поправки направлены на исполнение поручения
главы государства по искоренению бытовой коррупции, озвученного в его послании
от 1 сентября 2021 года. Регулярные социологические замеры показывают, что
граждане сталкиваются с незаконными действиями, вымогательствами вознаграждений
в ЦОНах, больницах, вузах, банках и так далее", – продолжил Улан Саркулов.
Он заявил, что для эффективного
расследования дела по ст. 247 ("Получение незаконного
вознаграждения") УК РК должен применятся весь арсенал оперативно-розыскной
деятельности, задействованный при проведении досудебного расследования по ст. 366
("Получение взятки") УК РК.
"По-другому
их тяжело выявить и из-за этого у населения складывается мнение о
безнаказанности. Поэтому законопроектом предусмотрены поправки в Закон РК
"Об ОРД", предоставляющие возможность проведения специальных
оперативных мероприятий в целях выявления фактов получения незаконного
вознаграждения при наличии признаков вымогательства. Также Уголовный кодекс РК
дополняется новой статьей 247-1, предусматривающей ответственность за
незаконное предоставление вознаграждения. Это позволит по аналогии со
взяточничеством привлекать не только берущих, но и дающих незаконное вознаграждение",
– озвучил Улан Саркулов.
Помимо этого, предусмотрено
совершенствование правовых механизмов ответственности за непринятие мер по
противодействию коррупции.