26 февраля 2019 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
После депзапроса «Ак жола» возобновится движение по железнодорожной линии «Шар-Өскемен» - получен официальный ответ Премьер-Министра РК.
С какой целью была постороена бездействующая железнодорожная линия «Шар- Өскемен»? – такой вопрос задал Берик Дюсембинов, озвучивая 23 января т.г. на пленарном заседании Мажилиса депзапрос фракции. Речь шла о железнодорожной ветке протяженностью 150 км, введенной в эксплуатацию в 2008 году. По данным открытых источников, эта «стройка века» обошлась в 360 млн.долларов США, из которых: 200 млн. долларов были задействованы из пенсионного фонда, 80 млн. долларов – из нацкомпаний и госбюджета, 4 млн. долларов – от частных компаний.
Если раньше железнодорожное сообщение из Астаны в восточный регион проходило через российскую станцию Локоть, то благодаря новой линии, был исключен этот объезд, время пути сократилось с 27 до 17 часов, снизилась и стоимость грузоперевозок. Но уже год, как движение по этой ветке остановлено, а поезда из Астаны в Усть-Каменогорск вновь ходят через Россию по старому маршруту. Чтобы вернуться домой, жители региона вынуждены преодолевать 2 поста пограничного контроля, а чтобы сократить этот путь и время – пересаживаться в такси (нередко - с риском для жизни, в сложных погодных условиях: в лютый мороз и буран). Депутат привел примеры спасения сотен таких пассажиров из снежных заносов, многочисленных ДТП на этой трассе.
5 февраля т.г., через неделю после запроса «Ак жола», NUR.KZ. опубликовал материал «Должностных лиц «дочки» КТЖ осудили в ВКО» (https://www.nur.kz/1776988-dolznostnyh-lic-docki-ktz-osudili-v-vko.html). Согласно статье, перед судом предстали сотрудники АО «Досжан Темир Жолы» и руководители фирм, сотрудничавших с ними в плане поддержания железнодорожных путей в порядке - расследование было инициировано ДГД области, службой экономических расследований. Выяснилось, что еще в 2016 году на 2-километровом участке железнодорожной ветки «Шар-Усть-Каменогорск» было решено провести «лечение» полотна - на работы было выделено 250 млн. тенге.
«Должностные лица АО «ДТЖ», грубо нарушая порядок проведения тендера, желая иметь нужного им подрядчика, привлекли к проекту предприятие своего знакомого, несмотря на отсутствие у фирмы нужного опыта и соответствующей лицензии. Без проекта, экспертиз и соответствующего согласования с госорганами было принято решение о строительстве железнодорожного пути в обход больного участка, тем самым необоснованно была изменена сама структура проекта», - утверждается в материалах дела.
Подрядчики использовали для отсыпки скальный грунт, находящийся поблизости. Делалось это в нарушение проектно-сметной документации, к тому же скальная порода добывалась без соответствующего разрешения. От незаконного недропользования государству был причинен ущерб на сумму 364 283 325 тенге, были использованы бывшие в употреблении материалы. В результате действий АО «Досжан Темир Жолы» был причинен материальный ущерб в размере 73 575 534 тенге. Кроме того, до сих пор ж/д ветка не функционирует и движение поездов осуществляется через территорию РФ.
Суд признал должностных лиц виновными в превышении полномочий и назначил 1 год 9 месяцев ограничения свободы бывшему члену правления АО «Досжан Темир Жолы», а его подельникам 3 года и 2 года 6 месяцев ограничения свободы соответственно.
18 февраля в расширенном заседании фракции принял участие Президент АО «Досжан Темир Жолы» Нурлан Байжанов – он дал необходимые разъяснения по сложившейся ситуации, ответил на вопросы «акжоловцев».
В тот же день фракцией был получен официальный ответ Правительства, в котором объясняется, что движение поезда по указанной ветке было остановлено из-за увеличения расходов перевозчика на организацию перевозок (по итогам 2017 года убытки составили 780 млн. тенге) и износа подвижного состава. В ответе также сообщается, что движение по железнодорожной линии «Шар-Өскемен» будет возобновлено со 2 квартала т.г.
ДПК «Ак жол» и ее парламентская фракция отслеживают ситуацию и продолжают работу по реализации предвыборной программы и защите интересов своих избирателей.