24 мая 2018 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
Практика лоббирования интересов конкретных поставщиков отдельными госорганами, а также вольного трактования ими норм законодательства продолжается – депутатский запрос «Ак жола» в защиту предпринимателей из ВКО озвучил Кенес Абсатиров (текст приводится ниже).
Генеральному прокурору РК
Кожамжарову К. П.
Министру финансов РК
Султанову Б. Т.
Фракция ДПК «Ак жол» неоднократно поднимала проблемы предпринимателей в сфере государственных закупок.
Вместе с тем, поступающие на имя депутатов фракции обращения, свидетельствуют о продолжающейся практике лоббирования интересов конкретных поставщиков отдельными госорганами, а также вольного трактования ими норм законодательства. К примеру, изощренный способ «протащить» в победители конкурса «своего» поставщика придумали в Восточно-Казахстанской области.
Так, Отдел финансов г.Усть-Каменогорска провел конкурс на строительство трансформаторных подстанций («Новая», «Ахмирово» и «Центральная», с подводящими высоковольтными линиями, на общую сумму 9 591 259 870 тг) через электронный портал госзакупок с применением особого порядка (ст.50 Закона РК «О государственных закупках»).
Данный порядок применяется для обеспечения нужд правопорядка и национальной безопасности, либо при наличии государственных секретов и (или) служебной информации ограниченного распространения. Кроме того, в соответствии с Правила осуществления государственных закупок с применением особого порядка (постановление Правительства № 1200 от 31.12. 2015), такой способ закупок осуществляется без размещения на веб-портале госзакупок.
Комитет внутреннего госаудита, уполномоченный Минфином провести проверку направленного ДПК «Ак жол» обращения предпринимателя, подтвердил необоснованность применения особого порядка (исх. от 03.04.2018г. № КВГА-5-7864//ЗТ-У-2195,1/1-6372).
При этом интересна резюмирующая часть ответа. Признавая допущенноеГУ «Отдел финансов г. Усть-Каменогорска» нарушение законодательства о госзакупках, Комитет, ссылаясь, что со стороны организатора закупок есть возражения на аудиторский отчёт, указало лишь на возможность обжаловать «решение по обращению». Хотя решения как такового нет. Есть констатация факта нарушения законодательства.
Еще один пример - тендер по аренде зданий на берегу Шардаринского водохранилища для детского летнего оздоровительного лагеря, проведенный Домом школьников акимата Шардаринского района ЮКО в апреле текущего года.
В числе обязательных требований к потенциальному поставщику указано следующее:
наличие 37 сотрудников летнего лагеря (почему именно 37?!); спальные места для них; столовая лагеря должна располагать местами для одновременного приёма пищи на 100 детей и 37 сотрудников лагеря и так далее.
Трудно вообразить ситуацию, где сотрудники лагеря (обязанные организовать безопасный, здоровый и полноценный отдых школьников), после обеда вместе с детьми отправляются на «тихий час». Так же маловероятно, что эти 37 сотрудников безвыездно будут находиться в лагере всю смену.
Кроме того, в нарушение подпункта 2 пункта 2 статьи 21 Закона «О государственных закупках», в спецификации к осуществляемым закупкам вместо функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик противопожарного и электрооборудования указаны их конкретные модели.
Удивление вызывает итоговая сумма, предложенная победителем данного конкурса – 4 449 995 тенге, вместо предусмотренных планом закупок 5 357 142 тенге. Казалось бы, с экономической стороны это даже хорошо – более 900 тыс. тенге останутся в бюджете.
Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то получается, что и без того небольшая сумма из расчёта 893 тенге на одного ребенка в день, сокращена до 742 тенге. И это - в период, когда большую часть времени дети должны проводить на свежем воздухе занимаясь активными видами отдыха и спорта.
Может не совсем корректно, но если верить прессе, то даже на содержание одного заключённого расходуется более 2 тыс. тенге в сутки.
На основании вышеизложенного, фракция ДПК «Ак жол», просит провести проверку изложенных фактов и в случае их подтверждения принять соответствующие меры реагирования.