02
Ноября

«Правительство катится по старой 30-летней колее»: Перуашев раскритиковал проект нового бюджета

https://ulysmedia.kz/news/22515-pravitelstvo-katitsia-po-staroi-30-letnei-kolee-azat-peruashev-raskritikoval-proekt-novogo-biudzheta/

1 ноября правительство Казахстана представило проект бюджета до 2026 года. В целом его большая часть направлена на реализацию государственных и социальных обязательств и развитие регионов. Однако на слушаниях депутат от партии «Ак жол» Азат Перуашев раскритиковал проект, объяснив это тем, что само обсуждение носит ограниченный характер, а в самом проекте есть много «серых дыр», передает Ulysmedia.kz.

Бюрократия ради бюрократии

Парламентарий отметил, что обсуждение проекта бюджета носит во многом ограниченный характер, так как согласно законодательству предложения депутатов по нему могут рассматриваться только по согласованию с правительством. Подчеркнув, что фракция в ходе конституционной реформы вносило предложение о более самостоятельной роли парламента по работе с бюджетом. Однако тогда поправки не прошли, поэтому депутатам приходится работать уже в существующем формате. Также у депутата возникли вопросы к концептуальным подходам к бюджету.

– Мы считаем недостаточным рассматривать вопрос не имея на руках программы действия правительства. Напомним, что в сентябре мы уже предлагали утверждать в парламенте эту программу, однако тогда нам ответили, что это «бюрократия». С такой точки зрения можно считать, что нынешнее обсуждение бюджета такая же «бюрократия», но в действительности это процедуры по обеспечению прозрачности и подотчётности власти перед обществом, – заявил Перуашев.

Деньги для «своих»?

Он отметил, что целевые индикаторы бюджета нередко размыты и неконкретны, например по программе № 049 «Увеличение уставного капитала фонда «Самрук-Казына», в котором доля финансирования государства в 2024 году должна составить 100%.

– Неужели главная цель – не допустить частных инвестиций? Во всём мире компании ищут частных инвесторов, а наша «Самрук-Казына» и правительство оказывается против этого, –возмутился депутат.

После, он привёл другой пример. Так в подпрограмме №032, которая вписана в будущий бюджет, этот пункт включает в себя увеличение уставного капитала ТОО «Объединенная химическая компания», в котором прописано: «создание новых рабочих мест и улучшение социально-экономической ситуации».

– Вот сколько и каких проектов обеспечат эти затраты? Какую отдачу от этого получит государство? Как и у кого именно улучшатся эти социально-экономические ситуации от того, что этому ТОО выделяют почти 50 млрд тенге? Все это открытые вопросы, – подчеркнул парламентарий.

Деньги новые – методы старые

Он подчеркнул, что никаких изменений ни в направлениях, ни в инструментах бюджетной политики не произошло.

– Правительство катится по старой 30-летней колее, когда запускает руку в Нацфонд и вешает на страну долги, всё это стало вредной привычкой среди чиновников, – заявил Перуашев.

По его мнению, необходимо менять базовые подходы, а не отдельные проценты. Тем более в проекте бюджета заметны продолжающиеся расхождения разнонаправленных векторов – рост расходов на безусловные затраты и сокращение возвратного финансирования. Так, на 17% растут расходы на социальную сферу, на 10% на государственные нужды, а финансирование реального сектора планируется сократить на 19%.

– Это противоречит базовым принципам экономики балансу денежной и товарной массы. Наращивание расходов без адекватного роста производства – это инфляционная бомба под потребительские цены и для национальной валюты, – отметил Перуашев.

Следствием станет то, что Нацбанк продолжит задирать базовую ставку – проценты по кредитам останутся грабительскими, а акиматы будут заставлять МСБ работать в убыток.

Он считает, что в разработке бюджета правительство не в полной мере использовало существующие резервы. В налоговой политике по-прежнему администрирование ложится повторным налогообложением на МСБ, а сверхдоходные сектора – БВУ, экспортеры нефти и другие крупные компании остаются неприкасаемыми.

– Чистая прибыль национальных компаний используется вне бюджета и парламентского контроля. За последние 5 лет прибыль квазиосектора составила 5,7 трлн тенге, из которых в бюджет было направлено лишь 10%, а остальное используется вне контроля общества и бюджета, – добавил депутат.

Он объяснил, что именно отсюда возникают огромные «бонусы» и «золотые парашюты» в сотни миллионов тенге для топ-менеджеров, в результате которой появляется сильная расслойка общества на богатых и бедных.

Нефтегазовые проекты под грифом «секретно»

Кроме этого, он отметил, что правительство до сих пор скрывает реальные доходы Казахстана от крупнейших нефтегазовых проектов, работающих по СРП, а неофициальные данные явно являются несправедливыми и скорее всего являются коррупционными. Более того по неналоговым поступлениям – дивиденды по госпакетам акции, предусмотрено дальнейшее снижение платежей в бюджет на 38%.

– Все это огромные резервы. Бюджет – это сосуд, если не контролировать расходы, то в бюджете появится бездонная дыра, которую после, никакими доходами уже не удастся заткнуть, – пояснил Перуашев.

При этом он подчеркнул, что завышенные расходы бюджета остаются полем для манипуляций. Так, в селе Зелёное Павлодарской области школа на 80 учеников обошлась государству в 58 млн тенге, а в соседнем посёлке Моисеевка учебное заведение на 50 детей стояла уже 750 млн тенге – то есть в 12 раз дороже. И таких примеров достаточно во всех сферах.