Председателю Мажилиса
Парламента РК
Джакупову К. К.
Уважаемый Кабиболла Кабенович!
Как известно, на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан 16 мая 2007 года, Президент Республики Казахстан
Н.А.Назарбаев предложил создать
правовую основу для повышения роли партийных фракций, которые станут главным инструментом реализации
политических целей.
В настоящее время практическая реализация данного вопроса
отразилась в Конституции Республики Казахстан, Конституционном законе
«О Парламенте Респу
блики Казахстан и статусе его депутатов», Регламенте Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Так, согласно подпункту 3) статьи 44 Конституции,
Президент Республики Ка захстан
после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе
Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса
для согласования кандидатуру Премьер-Министра Республики Казахстан.
Конституционный закон «О Парламенте Республики Казахстан и
статусе его депутатов» дает определение термина
«фракция политической партии»,
регулирует вопросы создания
фракций, их регистрации.
Вопросы формирования
фракций политических партий, их органов в Мажилисе Парламента, организации и обеспечения их деятельности,
порядка и условий осуществления их полномочий регламентированы в разделе
4-1 Регламента Мажилиса
Парламента Республики Казахстан.
Вместе с тем, анализ Регламента Мажилиса
Парламента, а также практика его применения показывает, что он нуждается в дополнениях, поскольку
в нем нашли отражение не
все вопросы деятельности фракций политической партий. В частности, речь идёт о регламентации выступлений депутатов, которая была ориентирована на практику однопартийного Парламента.
Сегодня Мажилис представлен тремя партиями и нынешние реалии
многопартийности, на наш взгляд, не находят должного
решения в действующем Регламенте. К
сожалению, в практике фракции ДПК «Ак жол» имелись случаи, когда инициативы и выступления наших депутатов блокировались, исходя именно из Регламента однопартийного Мажилиса,
что создавало крайне
неоднозначные ситуации и с правовой, и с этической
точек зрения. Правовая
неурегулированность таких ситуаций
негативно влияет на работу
и фракций, и Палаты в целом.
Есть и другие вопросы, предлагаемые нами к пересмотру:
инициирование фракцией парламентских слушаний; компактная рассадка депутатов
одной фракции (поскольку при нынешней рассадке в
алфавитном порядке, координация действий требует
дополнительных усилий), освещение
в СМИ.
Считаем, что решение этих вопросов могло бы стать одним из
шагов по дальнейшему развитию парламентаризма в Республике Казахстан.
О необходимости такого регламентирования свидетельствует и
опыт стран с развитой партийной системой. Так, в Великобритании партия
парламентского меньшинства
имеет свободный доступ к информации обо всей деятельности правительства, а также возможность публично предлагать альтернативные решения.
В Канаде партия парламентского меньшинства во время прений
имеет право на выступление непосредственно за основным докладчиком от партии большинства. Руководитель партии меньшинства обладает правом неоднократных
выступлений в прениях, кроме того, его выступления не ограничиваются по времени.
Гарантированное право на изложение позиции партий
парламентского меньшинства и дополнительное время на их выступления закреплены
также законодательствами европейских государств и нашли отражение в Резолюции
№1601 Парламентской ассамблеи Совета Европы от 2008г. и Докладе Комиссии
за демократию через право («Венецианской комиссии»).
В связи с вышеизложенным, полагаем
целесообразным, уважаемый Кабиболла Кабенович, внести в действующий Регламент Мажилиса следующие изменения и дополнения по вопросам деятельности фракций политических партий
в части:
закрепления полномочий за
фракциями политических партий инициирования парламентских слушаний;
равного освещения деятельности фракций политических партий
в СМИ;
рассадки депутатов от различных фракций
политических партий;
установления гарантированного права руководителям политических фракций выступать
при проведении совместных заседаний палат Парламента Республики Казахстан, пленарных заседаний Мажилиса Парламента, рабочих
групп и на иных мероприятиях Парламента
Республики Казахстан для изложения официальной позиции фракции политической партии.
Считаем, что и другими фракциями
политических партий могут
быть представлены не менее актуальные предложения.
Сравнительная таблица с предлагаемыми фракцией ДПК «Ак жол» изменениями и дополнениями в Регламент Мажилиса Парламента прилагается.
С уважением,
Депутат, руководитель фракции А.Перуашев