29
Сентября

Ситуация help

https://t.me/peruash/14046

Сегодня в центральном офисе Демпартии «Ак жол» провели совещание по вопросу формирования Реестра отечественных товаропроизводителей (ОТП). Как известно, согласно закону «О промышленной политике», было принято решение о внедрении такого реестра взамен существующих индустриальных сертификатов и сертификатов СТ-КЗ, выдача которых НПП «Атамекен» порой сопровождалась непрозрачными решениями.

Парламент поддержал предложенный подход, поскольку он предполагает смену критериев определения товара казахстанского происхождения, где вместо оценки добавленной стоимости (нередко искусственно завышаемой через непроизводительные затраты), вводится критерий освоения технологических операций, т.е. стимулирование компетенций и технической модернизации предприятий.

Этот подход хорошо зарекомендовал себя в рамках Соглашений о промышленной сборке в автотранспортной отрасли и сельхозмашиностроении, поэтому депутаты согласились распространить данный опыт и на другие сферы производства.

Однако ход реализации заявленного подхода вызывает серьёзные опасения у самих отечественных производителей, и это отчётливо показало состоявшееся обсуждение.

В дискуссии, помимо депутатов фракции «Ак жол», приняли участие представители Министерства промышленности и строительства (директор департамента промышленной инфраструктуры и внутристрановой ценностиА.Ракымжан), Министерства энергетики (вице-министр И.Бахытжан), Министерства экологии и природных ресурсов (вице-министр Н.Курмалаев), других государственных органов; а также НПП «Атамекен»  (Ж.Калдан), отраслевые ассоциации -  Молочного союза (В.Кожевников), Союза машиностроителей (Е.Маканов), Национального объединения лёгкой промышленности (Г.Уахитова), Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности (К.Ибраев), Ассоциации электротехнического машиностроения (Г.Булатов), Ассоциации экспертных центров (Р.Цой) и т.д. Обсуждение проходило в режиме видеоконференции со всеми регионами Казахстана, свою позицию озвучили предприниматели из Караганды, Алматы, Тараза и др.

Кстати, из всех госорганов, нужно отметить внятную позицию Министерства энергетики, которую изложил вице-министр И.Бахытжан.

Согласно плану, заявленному при обсуждении законопроекта, Министерство промышленности и строительства должно было до 1 июля 2025 года разработать критерии формирования реестра ОТП и цифровой верификации заявителя, перечень технологических операций (по отраслям), методологию определения производственных мощностей, методологию проведения цифрового скрининга предприятий, провести тестирование информационной системы.

Затем МПС должно не только ознакомить предпринимателей с порядком работы Реестра, но и получить обратную связь от бизнеса, доработать систему с учётом  замечаний и осуществить технический запуск, чтобы с 1 января 2026 года реестр начал полноценно работать, а ранее выданные сертификаты НПП «Атамекен» прекратили своё действие.

По словам основного докладчика - директора департамента развития промышленной инфраструктуры и внутристрановой ценности МПС РК — А.Ракымжана, все мероприятия проводятся в срок, основные правила Реестра утверждены приказом от 27 августа (всего требуется внесение изменений в более 60 приказов разных ведомств), составлен перечень  порядка 3 тысяч технологических операций по различным видам продукции, производится интеграция цифровых систем по верификации данных и т.д.

Однако эти разъяснения не закрыли претензий и опасений предпринимателей.  В ходе обсуждения выявились серьёзные разногласия между представителями бизнеса и госорганами по базовым подходам, касающимся готовности информационной системы и критериев самого Реестра. В частности, было отмечено, что из 26 подготовленных критериев (вместо заявленных 100) часть не имеет отношения к производственным процессам, а связана с налоговыми требованиями, показателями экспорта и т.д. Более того, отмечено, что такой подход (например – обязательное нахождение предприятия на налоговом мониторинге) ориентирован исключительно на крупные предприятия, оставляя за бортом малый и средний бизнес.

Такое подозрение подтвердил и сам МПС, заявив, что цифровая система проходит тестирование на 36 предприятиях, которые, как выяснилось, являются крупными, тогда как МСБ в процесс тестирования не вовлечён.

На фоне бурно обсуждаемого сейчас предпринимателями запретительного списка СНР и планов Правительства исключить из этого режима все производственные предприятия, данная проблема вызывает серьёзную тревогу и принципиальные возражения депутатской фракции «Ак жол».

Дискуссия показала необходимость координации реформы определения ОТП с подходами в мерах господдержки бизнеса, а также реформирования взаимодействия НПП «Атамекен» с отраслевыми ассоциациями.

Так, предприниматели предложили ввести категоризацию сложности технологических операций (низкая, средняя, высокая) с тем, чтобы любое отечественное производство могло рассчитывать на внимание государства и возрастающую поддержку. Наглядным примером здесь выступает подход к автопромышленному сектору, прошедшему путь от крупноузловой сборки из импортируемых машинокомплектов  (той самой, где по известному выражению критиков «прикручивали колёса») – до мелкоузловой сборки и создания отечественного производства компонентов и комплектующих.

В то же время, Минпром и Ассоциация электротехнической промышленности выступили против такой градации, считая, что на поддержку государства должны рассчитывать только заводы, выходящие на заданный технологичный уровень.

Учитывая стратегии крупных компаний по поэтапному входу на рынок, на основе реинвестирования получаемой прибыли, мы предложили стимулировать даже такой подход, через различные по объёму пакеты преференций и выразили готовность обсуждать другие компромиссные варианты. В противном случае первичные инвестиции теряют стимулы, а между тем даже просто открытие производства из полностью импортируемых материалов, как минимум, означает создание новых рабочих мест и поступления в бюджет.

Ряд отраслевых ассоциаций высказали возражения против их исключения из оценки предприятий на соответствие требованиям Реестра и ограничением роли лишь участием в составе Апелляционной комиссии. По их мнению, цифровые показатели не учитывают специфику отрасли и размывают ответственность за принимаемые решения. Минпром возразил, что задача создания Реестра как раз и состоит в переводе процедур в цифровой формат и в исключении человеческого фактора, поскольку в ассоциациях состоят представители конкурирующих между собой предприятий.

Соглашаясь с данным аргументом, тем не менее, полагаю, что роль отраслевых союзов в ведении Реестра ОТП должна быть усилена, возможно через перераспределение функционала в структуре НПП «Атамекен».

Спорным оказался и подход к установке камер мониторинга технологических операций на предприятиях. Мы отметили, что такое решение нарушает законы «О техническом регулировании» и «Об обеспечении единства средств измерений», согласно которым государство вправе контролировать продукцию только на этапе её выхода в оборот, но не вмешиваться в процесс производства.

Кроме того, такие меры угрожают коммерческой тайне, авторскому праву на технические разработки, могут привести к промышленному шпионажу и дискредитации деловой репутации всей страны. Камеры допустимы лишь для мониторинга складирования сырья и материалов, отгрузки готовой продукции, учёта энергопотребления, но никак не для фиксации самих технологических операций.

Кроме того, возникает вопрос установки камер на линиях с агрессивными средами (литейные, химические цеха); а также на заводах, выполняющих оборонный заказ, где нередко запрещается фотографировать даже готовую продукцию, не то что технологический процесс.

Были названы и другие вопросы, до сих пор не нашедшие решения.

Таким образом, сомнения в готовности системы Реестра ОТП достаточно злободневны. Примечательно, что отвечая на эти претензии представитель Минпрома заявил, что задачей Реестра является его функционирование само по себе, а вовсе не взаимодействие с мерами господдержки бизнеса.

Пришлось напомнить, что согласно закона, с введением Реестра в силу прекращается действие прежних Индустриального и СТ-КЗ сертификатов, а сам Реестр должен заменить их функцию — подтверждать отечественный статус производства и обеспечивать доступ к госзакупкам и закупкам квазигосударственного сектора. Если же реестр будет использоваться только для отчётности, то его могло бы вести Агентство по статистике, не вмешиваясь в систему госпреференций.

До вступления закона в силу остаётся всего один квартал, но многие положения, которые должны были быть реализованы, всё ещё не выполнены. А по логике вещей, уже с 1 января 2026 г. тысячи отечественных товаропроизводителей лишатся доступа к госзакупкам и закупкам нацкомпаний по прежним сертификатам. Как говорится, «ситуация хэлп».

Фракция «Ак жол» берёт этот вопрос на контроль, постараемся содействовать скорейшему разрешению проблем и снижению рисков для бизнеса.