16
Июль

Интервью 16.07.2020

Свет в конце тоннеля - интервью А.Перуашева сайту «365info.kz»

Серьезный экономический и социальный кризис 2020 года показал Казахстану новую реальность. Глубина «проседания» экономики зависит от того, какие дальнейшие действия примет государство.

Растерянные чиновники то ли по неосторожности, то ли по глупости сваливают вину за ажиотаж с лекарствами на людей. Другие не забывают о любимом занятии — нести в массы ура-пропаганду. Сколько это будет продолжаться, никто уже не прогнозирует. Председатель партии «Ак жол», мажилисмен Азат Перуашев дал свою оценку происходящему в обществе и экономике.

Единение общества

— Азат Турлыбекович, президент продлил карантин, и судя по тому, что творится, срок этот не окончательный. Кроме того, речь идет о возобновлении выплат по 42 500 тенге. И как обычно в соцсетях появилась куча экспертов, сеющих панику, что надеяться уже не на что. Так ли это на самом деле?

— Во-первых, нужно отметить, что президент Касым-Жомарт Токаев принял решение о возобновлении выплат вопреки позиции ряда министров. Хотя для всего общества было очевидно, что в условиях локдауна поддержка граждан, лишившихся источника дохода, просто необходима.

Именно так должно быть в государстве, которое с первых дней существования заявляет себя социальным.

Не знаю, какое бюрократическое сопротивление пришлось преодолеть президенту, чтобы принять такое решение. Ведь в условиях резкого сокращения бюджета речь идет о колоссальных суммах

Но оно тем более стоит уважения.

Относительно соцсетей. Выражать свое мнение – это неотъемлемое право каждого. И то, что многие излагают свою позицию аргументированно и остро, лишний раз показывает, что у нас достаточно умных людей, переживающих за свою страну.

Более того, в текущей трагической ситуации именно соцсети стали каналом самоорганизации граждан в поиске медикаментов, помощи медикам. Даже в закупе лекарств и оборудования из-за рубежа. То, что через сети граждане собирают сотни миллионов на эти цели, наладили взаимодействие с госорганами в снабжении аптек, является лучшим показателем их эффективности. Такая работа заслуживает только благодарности и поддержки.

Но некоторые обсуждения в интернете принимают панический характер. Можно понять, когда своей болью делятся близкие погибших или сами заболевшие. К их эмоциям должно относиться с уважением. На сигналы о злоупотреблениях или нарушения прав также должна быть незамедлительная реакция государства.

Фейковые войны и вбросы

— Хуже всего, что боль и отчаяние людей постепенно уходят в тень на фоне откровенных вбросов. 

— Именно. Например, мне пришло видео со швырянием трупов в пластиковых мешках в яму. Показал его журналисту, который сразу же узнал кадры из Индии. Другой коллега прислал ролик с самолетами, распыляющими красное вещество якобы в Мангыстау. Один из самолетов непривычной конфигурации. Отправил знакомому военному пилоту. Тот сказал, что это американская техника. Позже официальные источники сообщили, что на видео снято тушение пожаров в США.

Пару лет назад в Сети «гулял» скриншот поста якобы российской чиновницы о «ненужности» спасать простых людей. Неделю назад аналогичный скрин появился под именем Кристины Сомовой, теперь уже «заместителя главного фармацевта Казахстана». Сегодня мне его скинули в очередной раз, только теперь там имя Канипы Оспановой. Кому понадобились подобные манипуляции? И ведь их немало.

Нужно признать, что наряду с криками отчаяния реальных людей в информационном пространстве страны идет фейковая война

В чем цель таких вбросов – усилить панику, довести общество до истерики или просто «поймать хайп», нужно разбираться отдельно.

Но в этих условиях в обществе должны выработаться правила информационной гигиены. Нужно сдержанно и разборчиво относиться к поступающим сообщениям, разделяя заслуживающие доверия от явной дезинформации.

Разбор полетов не за горами

— Есть ли в этом вина госаппарата или нет? 

— Да, происходящее показало недостатки и откровенные провалы в госуправлении. Наша фракция «Ак жол» в парламенте с 2019 года полемизировала с Министерством образования о неготовности его информационных систем, того же «Кунделика». С минздравом – о сомнительной приватизации крупных клиник по бросовой цене.

С первых дней кризиса фракция сделала ряд запросов правительству о недостаточных мерах поддержки МСБ и нехватке врачей

О коррупционных рисках «СК-Фармация» фракция неоднократно заявляла еще с 2012 года, как и о злоупотреблениях в госзакупках. И не случайно президент отметил, что вокруг этой компании вечно вращаются какие-то клановые интересы. Я уверен, что всем нам – и государству, и обществу — предстоит большой «разбор полетов».

Но при этом нужно четко понимать, что страну и наших близких никто, кроме нас самих, спасать не будет. Помогать – да, но не более. В том числе и потому, что сбои здравоохранения и вторая волна пандемии происходят у всех: у наших ближних соседей, в Китае, той же Европе и в обеих Америках. Борьба с заразой идет где-то лучше, где-то хуже, чем у нас.

Но это наши люди и наша страна, поддержать которую, вытащить из этой засады можем только мы сами. Жизнь продолжается

И сейчас задача номер один — упереться ногами в землю и двигаться дальше. Каждому на своем месте – работать и стараться по мере возможности помочь другим. Тем более, что под давлением общества и главы государства ситуация начинает меняться. Обращение первого президента Нурсултана Назарбаева накануне дня траура – показатель, что на преодоление момента мобилизованы все ресурсы.

О конкретных действиях по открытию мест в больницах, привлечению персонала, завозу медикаментов рассказал действующий президент. Местами вылазят промахи и махинации. Нужно помогать их устранять. Заполнять пробелы госуправления собственным участием, как те же инициаторы закупок кислородных аппаратов или группы общественного контроля за поставками «СК-Фармация». Потому что идет борьба за выживание нации, где нужно участвовать, а не наблюдать со стороны.

Спасение тонущего бизнеса

— Как будем выбираться из этой ситуации? Хватит ли у государства денег на поддержку тех, кто лишился работы, и бизнеса, который лишился доходов. С чем мы придем к концу года, если эта ситуация продолжится?

— В экономике, конечно, налицо кризис. Я изначально не разделял бодрых майских прогнозов министров о «выходе на рост до конца года». В апреле и мае в запросах фракции «Ак жол» мы говорили, что если не принять определенных шагов, в октябре придется повторно рассматривать новые меры поддержки предпринимательства.

Нацбанк и правительство нас не услышали. Но реальность оказалась даже жестче: МСБ нуждается в дополнительной поддержке уже в июле

Так что положение более чем серьезное. Однако глубина «проседания» экономики зависит от того, какие дальнейшие действия примет государство, и насколько каждый из нас будет способен ориентироваться в новой реальности.

В конце концов, преимуществом МСБ всегда была его пластичность, способность гибко реагировать на обстоятельства, выживать и подниматься снова.

«Ак жол» с весны предлагает правительству и Нацбанку, помимо налоговых каникул:

  • обязать банки предоставить и кредитные каникулы с пролонгацией сроков погашения;
  • разобраться с арендными платежами;
  • снизить базовую ставку до 4-5%.

Сделают это, и последствия кризиса для малого и среднего предпринимательства получится смягчить. Для сектора МСБ кризис проблема скорее социальная, чем экономическая.

На что жить предпринимателям и их работникам, если деловая активность на нуле?

В этом плане условия второго карантина, на мой взгляд, оказались более адекватными. Сделан упор на регулирование, а не на полный запрет работы предпринимателей.

Новые формы работы экономики

— Кризис больно ударил не только по парикмахерским и автомойкам. Даже богатая нефтянка переживает не лучшие времена. 

— Да, МСБ – только треть экономики. Основная ее часть формируется крупным бизнесом (прежде всего недропользователями) и госсектором. Для сырьевиков последствия пандемии зависят больше от внешней конъюнктуры.

Приведет ли кризис к тотальной перезагрузке мировых рынков? Пока рынок нефти после обвала в марте показывает постепенный рост

В ряде стран-импортеров сырья экономика понемногу восстанавливается, что позволяет делать осторожно-оптимистичные прогнозы. Решающим здесь может оказаться фактор времени. Сколько недель, месяцев (боюсь сказать – лет) уйдет на возобновление глобальной торговли? Хватит ли ресурсов стран для поддержания своих сообществ?

У Казахстана в этом отношении есть запас прочности в лице Нацфонда, который, конечно, тоже не бездонный. А значит, нужны новые формы работы экономики.

Что мы предлагаем?

  • Поддерживать и финансировать не заведомо затратные проекты, а структуры, генерирующие доходность и платежи в бюджет
  • Срочно перестроить бюджетное планирование и инвестиционную политику
  • Сократить все имиджевые мероприятия и программы
  • Закрыть предприятия с госучастием или отдать их в рыночную конкуренцию
  • Повысить спрос с квазигоссектора и компаний, получающих госфинансирование и льготы
  • Удешевить и удлинить кредиты

Поэтому я надеюсь, что наша экономика далеко не «всё». В решающей степени ее будущее зависит от дальнейших действий правительства и акимов. Ну и от нас самих, конечно.

Помощь избранным?

— Специалисты от здравоохранения говорят, что вспышка COVID-19 может растянуться даже не на месяцы. Представляете себе бесконечный карантин?

— Если коронавирус действительно станет постоянным фактором (что не исключено, да), придется надолго отказаться от массовых мероприятий, привыкать к средствам защиты и социальной дистанции.

Хотя в некоторых европейских странах уже и снимают подобные ограничения, нужен обобщенный международный опыт. Боюсь, до конца года, как вы спросили, можем и не успеть

Например, в Великобритании следующую волну заражений, причем еще более свирепую, прогнозируют на январь-февраль.

Помимо макроэкономических решений, госорганам на местах еще в марте нужно было выявить всех реально нуждающихся и не имеющих средств к существованию граждан, создать под них запасы продовольствия и медикаментов.

Министр труда и соцзащиты сообщил, что для получения пособия нуждающиеся должны подавать на сайт электронное заявление. А у нас официально несколько тысяч сел не подключены к интернету

Там люди не умеют пользоваться электронной перепиской. Многие госорганы перешли на дистанционную работу, а сельским жителям до них и доехать не на что.

Судя по всему, в этом вопросе есть серьезные пробелы. Необходимо наладить продовольственное и медицинское снабжение таких семей. Хотя министр и отказывается помогать тем, кто ранее не имел работы. Мол, на что-то ведь жили. Но разве они не наши граждане, которых государство обязано защищать?

Деньги есть — порядка нет

— Бюджет тоже не резиновый. Денег может на всех не хватить. 

— Для того, чтобы у государства хватило денег, нужно не столько черпать из Нацфонда, сколько сократить неоправданные расходы.

Перестать финансировать банки и квазигоспредприятия — наоборот, это они должны приносить прибыль бюджету

Вернуть в закон требования о приоритете казахстанской продукции и казахстанских производителей в госзакупках. Их исключили в 2015 году, и только фракция «Ак жол» на пленарном заседании мажилиса 9 раз голосовала против этого.

Пресечь вывод коррупционных денег в офшоры, отменить банковскую тайну для зарубежных счетов членов правительства и руководства нацкомпаний. Реально, в разы сократить госаппарат, расформировать монополии в производственной и коммунальной инфраструктуре. Обязать иностранных недропользователей тратить доходы от наших природных ресурсов у нас же, в Казахстане. То есть закупать казахстанские товары, нанимать казахстанских подрядчиков и работников. Пересмотреть подходы в налоговой политике и много чего другого.

Подшивка наших выступлений по поддержке национального бизнеса и экономики только за текущую сессию составляет около 700 страниц

К сожалению, до сих пор госорганы слышать нас не хотели. Но ситуация и здравый смысл сами толкают к этим решениям.

Реальность и статистика

— Дайте оценку действиям некоторых чиновников, особенно региональных, которые убеждают общество, что оно само виновато в ажиотаже на лекарства. Нам говорят, что все есть, хотя на самом деле это неправда.

— 17 июня, выступая с запросом фракции «Ак жол», Меруерт Казбекова очень точно сказала по этому поводу: чиновники ссылаются на статистику, а люди сталкиваются с реальными ситуациями.

Поэтому, когда ответственные лица говорят, что регион обеспечен лекарствами, нужно учитывать ограниченность их информации

По должности они отвечают за то, чтобы вопросы решались, но объективно обойти все аптеки лично не могут. Поэтому нередко в городах, в крупных сетевых аптеках уже имеются самые востребованные лекарства в больших количествах. А в небольших аптеках «у дома» и тем более в сельских еще нет. Такие факты отмечают и наши коллеги-депутаты.

Проспали режим ЧП

— С прилавков исчезли даже те лекарства, которые Казахстан производит сам. Что-то здесь не то.

— Так немало же примеров, когда люди покупали больше необходимого, опасаясь за возможное заражение близких. Это по-человечески понятно, но такое стремление привело к резкому росту спроса, образованию дефицита и спекуляциям.

Уже на первом этапе карантина и минздраву, и местным властям можно было увидеть эту тенденцию и создать своеобразный стабфонд медикаментов.

Не случайно президент в заявлении 8 июля указал, что резерв времени, созданный введением чрезвычайного положения, не был использован должным образом

Но горькая правда есть и в том, что после прекращения ЧП многие попросту перестали соблюдать меры предосторожности. Несмотря не предостережения врачей, вернулись к активным контактам, массовым заведениям. Пробегитесь по улицам городов и зонам отдыха – кафе, летники, бассейны переполнены, и людей в масках там единицы. На закрытых от чужих глаз мероприятиях заражаются десятками человек и целыми семьями. Неужели наше здоровье и жизни нужны врачам, а не нам самим? Заболевание распространяется в прогрессии, и это тоже влечет повышенный спрос на лекарства и госпитализацию.

После критики президента начали активно завозиться нужные медикаменты, тесты. Увеличилось число коек в больницах. Ряд акимов самостоятельно изыскали средства для импорта препаратов и медтехники. Постепенно больницы и аптеки начинают насыщаться тем и другим, особенно в столицах и областных центрах. Эта работа набирает обороты, хотя сигналы о нехватке также нередки.

Но отрицать усилия, предпринимаемые и госорганами, и обществом, уже будет неправильно

В ряде случаев наладилось тесное взаимодействие общественников с Агентством по противодействию коррупции и другими ведомствами. Происходит важное взаимодополнение госфункций гражданской инициативой. В некоторых регионах наблюдается сокращение вызовов скорой, рост числа выздоравливающих. До сознания людей наконец стал доходить тревожный звонок, многие озаботились мерами безопасности. Свет в конце тоннеля однозначно появился. Другое дело, достаточны ли эти усилия, переломлена ли ситуация? Пока нет, но, думаю, мы на верном пути.

Причины и следствие

— Нур-Султан в рейтинге эффективности борьбы с COVID-19 занял предпоследнее неутешительное место. Город чиновников, а такой результат. Что вы об этом думаете?

— Возможно, причиной послужили три важных фактора. Первое – активность города во внешних связях. Как известно, первые заражения в Казахстан были принесены из-за рубежа. И заметную роль здесь сыграло большое количество международных авиарейсов в аэропорт Нур-Султан. Даже с соблюдением карантинного режима в город могли попадать так называемые бессимптомные носители. Тем более, что достоверность первых тестов на КВИ нередко вызывала вопросы.

Второе – чиновники (коих здесь действительно немало) вынуждены общаться не только со своими знакомыми, но и с большим потоком граждан из других коллективов или другого круга общения. Более того, по долгу службы они посещают места заражения, больницы, пострадавшие семьи. То есть подвергаются повышенному риску и опосредованно подвергают риску коллег.

Не случайно среди перенесших вирус оказались и вице-премьер, и министр здравоохранения, и глава компании, построившей клинику, и пресс-секретарь президента, и даже первый президент республики

Третье – смею предположить, что по сравнению с другими регионами в столице больший охват горожан тестированием. Как следствие — большая выявляемость заражений. Меньший удельный вес зараженных в других регионах может означать просто меньший уровень и меньшую частоту обследований.

Что касается общей оценки, ее уже дал глава государства, отметив, что все акимы заслуживают критики. И с этим трудно не согласиться.

Депутатские инициативы

— Обсуждают ли депутаты всю эту ситуацию? Каникулы ведь не повод «забивать» на проблемы, которые сейчас волнуют все общество. Продолжает ли парламент хотя бы дистанционно работать над вопросами нынешнего кризиса?

— Конечно, обсуждаем и предпринимаем усилия, чтобы помочь государству преодолеть эту напасть. С марта до закрытия сессии депутаты от «Ак жола» направили шесть обращений, включая депутатские запросы и заявления правительству по ситуации с пандемией.

17 июня фракция «Ак жол» на заседании парламента заявила, что система здравоохранения не справляется с масштабом заражений, и предложила ввести республиканский карантин

Направили около двух десятков конкретных предложений по:

  • использованию спортивных комплексов;
  • привлечению волонтеров с медицинским образованием;
  • изменению работы с «бессимптомными носителями».

Многое из этого начало применяться. Но что касается предложений по поддержке предпринимателей и заемщиков банков, которые я упоминал выше, они в основном не выполнены.

Рабочий отпуск

— Чем занимаются депутаты на каникулах?

— Термин «парламентские каникулы» не соответствует характеру нашей работы между сессиями, особенно в эти дни. Этот период депутаты проводят в регионах, от которых избраны. Они принимают людей, изучают местные проблемы, направляют соответствующие документы в госорганы.

Как я уже сказал, некоторые из наших обращений мы направили министерствам, генеральному прокурору и акимам регионов уже после завершения сессии.

Наши руководители филиалов во всех областях организовали развозку продовольствия многодетным семьям, не имеющим источника доходов

После посещения аптек с местными властями решен вопрос доставки медикаментов в некоторые сельские районы, где выявлен их дефицит. Заказаны медицинские приборы, отрабатывается поставка остро необходимого оборудования по просьбам больниц в нескольких дальних пунктах.

Конечно, не везде успеваем и не все просьбы можем выполнить. Но это лишь малая часть того, что сегодня делают все граждане, выручая тех, кто оказался в беде.

К сожалению, пандемия не обошла стороной многих моих коллег. Желаю им и всем казахстанцам здоровья, сил и духа, чтобы держаться вместе и победить эти испытания. Это наша жизнь и наша страна.