Нур-Султан. 19 февраля. КазТАГ – Махамбет Абжан. У налоговых органов отсутствует четкая методика определения фиктивности сделок, считает депутат мажилиса Ерлан Барлыбаев.
«У налоговых органов отсутствует четкая методика определения фиктивности сделок. Вместо этого, они выискивают случаи, когда у предпринимателя якобы недостаточно активов или работников для выполнения контракта, и повторно доначисляют налоги на их состоятельных контрагентов. Как выясняется, такие подходы заложены даже не Налоговым кодексом, а принятым в 2017 году нормативным постановлением Верховного суда, которым в целях наполнения бюджета налоговикам дано право признавать сделки недействительными по собственному усмотрению «недостаточности активов» или численности работников предприятия», — сказал Барлыбаев в среду на пленарном заседании мажилиса, озвучивая депутатский запрос на имя первого вице-премьера – министра финансов Алихана Смаилова и генерального прокурора Гизата Нурдаулетова.
В запросе говорится, что даже когда предприниматель предъявляет доказательства в виде построенных зданий и дорог, поставленных товаров, налоговики их просто игнорируют.
«Но такой подход направлен именно против малого и среднего бизнеса, который в нынешних условиях вынужден снижать расходы, использовать аутсорсинг и привлекать технику или работников под конкретные задачи. Более того, этот инструмент стал удобным способом для вымогательств с бизнеса, о чем также сообщают предприниматели», — отмечают в мажилисе.
В депутатском запросе говорится, что «под прессинг двойного налогообложения попадают предприятия, успешно работавшие много лет, создававшие добавленную стоимость и рабочие места, исправно выплачивавшие миллионов налогов в бюджет», и приводится несколько примеров.
«ТОО «Фрак Джет» (Кызылорда) – среднее предприятие, работает 15 лет, обеспечивает работой до 250 человек, ежегодно уплачивает доТ650 млн налогов. Суд требует дополнительно взыскать с него Т48 млн», — сообщил депутат.
ТОО «Актау Center Story» в Мангистауской области – малое предприятие, работает 11 лет, содержит 30 работников, уплачивает, по словам парламентария, до Т60 млн налогов в год. Суд, по его словам, требует дополнительно взыскать Т679 млн, «что равносильно разорению малого предприятия».
«ТОО «Караганда Терминал Мунай» – малое предприятие, работает 23 года, 20 рабочих мест, ежегодно уплачивает в бюджет до Т18 млн. На него налоговики подают иски в седьмой раз, вопреки постановлениям прокуратуры и истекшему сроку давности. ТОО «АБЗ+» (Костанай) – среднее предприятие, работает 19 лет, содержит до 250 работников. Уплачивает до Т900 млн налогов в год. Суд требует дополнительно взыскать Т3,5 млрд – это неизбежное банкротство налогоплательщика. ПК «Аспап» (Караганда) – работает более 30 лет, более 500 занятых, уплачивает около Т100 млн налогов в год. Доначислено Т94 млн. ТОО «Grand Smithy works» (Караганда) – девять лет на рынке, 115 занятых, ежегодно уплачивало Т160 млн налогов. Доначислено Т311 млн. КГП «Управление парками культуры отдыха и скверами» акимата Караганды. Более 300 занятых, уплачивает Т200 млн налогов в год, доначислено Т22 млн, 200 чел отправлены в отпуск без содержания», — озвучил данные Барлыбаев.
По мнению мажилисменов, ситуация с признанием сделок недействительными грозит повторить антирекорд статьи о «лжепредпринимательстве», «от которой пострадало каждое второе предприятие в стране в форме юридического лица».
В связи с чем фракция «Ак жол» попросила Смаилова поручить комитету государственных доходов минфина и его структурным подразделениям на местах – до выработки объективных критериев фиктивности сделок – приостановить подачу таких исков в судебные органы либо поручить направлять их на рассмотрение апелляционной комиссии минфина.
Еще одну просьбу акжоловцы адресуют генпрокурору.
«Просим (…) изучить возможность внесения протестов в защиту предпринимателей, в порядке надзора по состоявшимся решениям судов, для предметного рассмотрения экономического содержания оспоренных сделок и доначисленных налогов», — озвучил запрос мажилисмен.
Также депутаты просят председателя Верховного суда РК возобновить деятельность рабочей группы по данному вопросу, включив в него обсуждение необходимых изменений в нормативное постановление №4 от 29 июня 2017 года «О судебной практике применения налогового законодательства» в части уточнения методики признания сделок недействительными.