3 июля 2017 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
В прошлый четверг в партии «Ак жол» состоялся «круглый стол» по обсуждению взаимоотношений владельцев подъездных путей и пользователей их услуг, инициированный Ассоциацией развития конкуренции и товарных рынков.
В мероприятии приняли участие депутаты Мажилиса, представители госорганов, АО «КТЖ», монополисты - владельцы подъездных путей и товаропроизводители - пользователи их услуг. Кроме того, в режиме видеоконференции подключились ряд ветвепользователей из регионов.
Напомним, что 5 апреля т.г. от имени фракции «Ак жол» Азат Перуашев озвучил запрос в защиту предприятий из Алматы, Костаная, Павлодара и других областей от произвола монополистов подъездных путей.
Азат Перуашев привёл примеры необоснованного завышения тарифов, когда стоимость проезда одного вагона выросла до 8 раз, а для одного из предприятий - ТОО «Зерновой Пул Казахстана» - в 118 раз.
Депутатский запрос вызвал бурную реакцию в Мажилисе, был поддержан спикером, который поручил представителю Правительства взять данный вопрос под личный контроль. Впоследствии антимонопольные органы подтвердили многочисленные факты нарушений и обратились по данным фактам в Генеральную прокуратуру.
В этой связи, председатель Совета Ассоциации развития конкуренции и товарных рынков Жаннат Ертлесова предложила организовать совместное обсуждение указанных вопросов. Она сообщила, что Ассоциацией совместно с госорганами ведётся работа над нормативным урегулированием выявленных коллизий.
В развернувшейся дискуссии монополисты и пользователи приводили данные о непростом финансовом положении своих предприятий, расчёты рентабельности, зачитывали решения судов.
Представитель «Eurasian Foods Corporation» рассказал о фактах самоуправства, когда монополист вместо переговоров по начисляемым счетам, просто перекрывает доступ для вагонов, оставляя заводы без сырья и без возможности отгрузить продукцию потребителям, что приводит к срыву контрактов и дополнительным убыткам товаропроизводителей.
Аналогичные факты подтвердили предприниматели из Алматы, Костанайской, Акмолинской областей. Кроме того, в счета на оплату монополисты стали отдельно включать услуги, изначально входящие в общее понятие услуги подъездного пути (например, услуги стрелочного перевода). На такие услуги тарифы не регулируются, и этим пользуется монополист, произвольно устанавливая их стоимость.
В то же время, ветвевладельцы (например, АО «ЦТС») парировали необходимостью содержания в исправном техническом состоянии ж/д путей, ссылками на их физический износ и взаимоотношения с КТЖ.
Подводя итоги совещанию, Азат Перуашев подчеркнул: «На этой площадке мы с вами собрались в первый раз. Готовых ответов пока нет, и спорить о том, кто прав некорректно: у каждого из вас свои доводы, а депутаты - не суд, мы не выносим окончательный вердикт. Наша задача – помочь найти решение. Потому что и монополистам, и предприятиям никуда друг от друга не деться. Если монополисты перегнут палку с тарифами – предприятия просто откажутся от ваших услуг. В США это привело к тому, что бизнес просто перешёл на автоперевозки.
Если потребители не будут считаться с необходимостью содержания подъездных путей – аварии и сходы вагонов, которые сегодня и так происходят именно здесь – будут происходить ещё чаще. В итоге обслуживающие компании могут отказаться от такого бизнеса, вернут эти пути в КТЖ – и разбирайтесь сами.
Вы – партнёры, и проблемы нужно решать так, чтобы сохранить рабочие отношения, а не воевать всю жизнь. Жаннат Джургалиевна сейчас сказала, что проблема не решена на нормативном уровне – давайте искать эти решения.
Например, предприятия выражали непонимание, почему КТЖ не предложило им самим приватизировать эти подъездные пути, тем более, что в своё время все они строились самими предприятиями. И если бы находящиеся на ветке 3-5-10 товаропроизводителей создали ТОО и совместно управляли деятельностью и содержанием путей – у них вопросов было бы меньше.
Почему бы ветвеладельцам не исправить этот недочёт: продать какую-то долю тем же ветвепользователям, которых вы обслуживаете на данном участке. И тогда бы они вместе с вами видели себестоимость процесса, его затраты и доходы. Это даже не предложение – мысль по ходу.
Я лично - в любом случае на стороне предприятий, потому что они производят продукцию, создают добавленную стоимость. Но и в интересах самих предприятий поддерживать транспортную инфраструктуру».
Лидер партии «Ак жол» обратился к ветвевладельцам с требованием не саботировать работу производственных предприятий, перекрывая проход для вагонов: он считает, что производство останавливать нельзя ни в коем случае.
«Два министерства сейчас нас с вами заверили, что осенью нормы будут выработаны и пробел в регулировании будет восполнен. До того спорьте, судитесь, но блокировать работу предприятий нельзя.
И просьба к ветвепользователям - давайте не будем видеть в ветвевладельцах врагов. Это ваши партнёры. Давайте находить приемлемые решения», - добавил он.
Участники «круглого стола» договорились продолжить обсуждение на следующей парламентской сессии.