4 октября 2017 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
Вместо эффекта народного капитализма, госсобственность переходит к управленцам - Фракция «Ак жол» предложила учитывать интересы трудовых коллективов в ходе приватизации соцобъектов и нацкомпаний. Об этом заявила Екатерина Никитинская на пленарном заседании Мажилиса в прошлую среду.
«В нынешнем Послании Президент Назарбаев поручил Правительству ускорить приватизацию предприятий. В феврале т.г. Глава государства подверг справедливой критике Кабинет министров за то, что ни одна транснациональная компания и ни один серьезный инвестор не участвует в программе приватизации. Президент особо подчеркнул, что у правительства нет системного подхода в вопросах приватизации», - говорится в запросе на имя Премьер-Министра Сагинтаева.
По итогам проведенной Правительством инвентаризации подведомственных предприятий, государство планирует реализовать 903 предприятия, в т.ч. 68 крупных компаний, 168 организаций АО «ФНБ «Самрук-Казына», 440 объектов коммунальной собственности, 52 организации национальных холдингов и компаний и другие.
Как сообщил министр финансов в июле т.г., Комплексный план приватизации выполнен на 47%. В целях реализации поручения Главы государства по завершению приватизации до конца 2018 года, Правительством была проведена совместная работа с местными исполнительными органами, национальными холдингами и компаниями. По ее результатам утверждены новые графики продаж, 131 объект с 2019-2020 годов перенесен на реализацию в 2017-2018 годы. В итоге в 2017 году подлежат реализации 488 объектов, в 2018-ом – 101 объект.
В рамках Комплексного плана приватизации предусматривается также продажа 216 активов АО «Самрук-Қазына». Реализация 17 крупнейших компаний фонда планируется в 2019-2020 годах. Однако их предпродажная подготовка должна быть завершена в 2018 году. 7 компаний из них предполагается вывести на IPO – это КТЖ, «Самрук-Энерго», «Казатомпром», «Казпочта», «КазМунайГаз», «Тау-Кен Самрук», «Эйр Астана».
В «Ак жоле» считают, что все это пока не решает проблем повышения качества приватизационного процесса. В абсолютном большинстве конкурсов присутствует всего 1-2 участника. Нередко используется право преимущественной покупки доли в ТОО участником этого же ТОО, либо метод прямой адресной продажи. Всё чаще применяется приватизация без поступления самих денег, через передачу в управление с последующим выкупом, который затем производится за счёт средств самой же организации. В результате основные цели приватизации остаются не достигнутыми:
- государство не получает реальных средств за приватизированные объекты;
- сами объекты не получают реальных инвестиций и ресурсов для развития;
- не происходит вовлечение максимально большего числа граждан в процесс приватизации и отношения собственности, напротив, собственность фактически переходит к нынешним руководителям, что не сокращает, а увеличивает социальный разрыв в обществе.
Между тем, в ходе Астанинского экономического форума председатель партии «Ак жол» Азат Перуашев обсудил вопросы приватизации с автором программ приватизации в Чили и Великобритании, известным американским экономистом Артуром Лаффером, который рекомендовал для создания «народного капитализма» передавать часть акций компании трудовому коллективу. Эти моменты также остаются неучтенными.
«Таким образом, основные президентские посылы остаются нереализованными – не обеспечена прозрачность и эффективность приватизации, затягивается процесс вывода крупных компаний на IPO/SPO, не обеспечено привлечение стратегических иностранных инвесторов, гарантирующих успешное функционирование объекта в дальнейшем», - отметила Екатерина Никитинская.
На данном этапе в процесс приватизации в массовом порядке вовлечены научно-исследовательские, проектные институты, медицинские центры, больницы и иные социальные объекты. По мнению депутатов, для их дальнейшего успешного функционирования важна не только продажа самого объекта, но и привлечение инвестиций для современного технического оснащения, а также рост квалификации кадрового состава.
Однако, условия, предъявляемые к участникам конкурсов слабо ориентированы на решение этих задач.
В этой связи, в целях повышения эффективности приватизации фракция ДПК «Ак жол» предлагает:
1. в ходе привлечения стратегических либо крупных инвесторов, предусмотреть реализацию части ценных бумаг в режиме IPO/SPO на отечественном фондовом рынке;
2. в случае вывода на фондовый рынок акций национальных компаний, обеспечить их первичное размещение исключительно через МФЦА;
3. в случае приватизации объектов по цене ниже оценочной стоимости и через доверительное управление, создать необходимую правовую основу для распределения не менее 25% доли объекта членам трудового коллектива;
4. провести ревизию казахстанского законодательства с целью исключения норм, препятствующих одновременному обращению ценных бумаг казахстанских эмитентов на различных фондовых биржах Казахстана и за его пределами.
ДПК «Ак жол» и ее парламентская фракция продолжают работу по реализации предвыборной программы и выполнению наказов избирателей.