Во вчерашнем выступлении Президента К.Токаева на съезде НПП «Атамекен» дан ряд важных поручений, имеющих крайне злободневное значение.
Прежде всего, речь о разработке новой концепции развития малого и среднего бизнеса до 2030 года. Фракция демократической партии «Ак жол» ещё в предыдущем созыве направляла депутатский запрос Правительству с аналогичным предложением ( https://akzhol.kz/ru/migrated_4259/ ), но тогда чиновники не сочли нужным взяться за этот вопрос. Теперь появляется возможность актуализировать изложенные нами тогда подходы и повторно направить Правительству, что мы и сделаем в ближайшее время.
Нужно также отметить, что Президент поставил задачу шире, обозначив как приоритетную цель – создание условий, при которых малому бизнесу будет выгодно вырастать в средний (на недооценку стратегического значения среднего бизнеса фракция Демпартии «Ак жол» неоднократно обращала внимание госорганов в своих запросах в предыдущие созывы Мажилиса, см.например: https://akzhol.kz/ru/migrated_4143/ ). Другой момент, с которым нельзя не согласиться в выступлении Главы государства – необходимость переформатирования безадресной и малоэффективной системы прямого субсидирования бизнеса – к рыночным инструментам и подходам. Действительно, сегодня появился целый пласт предприятий, доходность которых обеспечиваемся исключительно бюджетными субсидиями. Фактически, их бизнесом стали не конкуренция и рынок, а выбивание очередных сумм из бюджета. И именно в данной сфере наиболее высоки коррупционные риски, распространены различные схемы «откатов» и прямых хищений, как недавно заявлял Антикор, например, в отношении субсидий в АПК. Нужно вернуть политику поддержки МСБ на рыночные рельсы, где государственные стимулы служили бы не источником прибыли, но инструментом регулирования бизнеса в приоритетных направлениях. Большая и непростая работа, но понимание ее необходимости вызревало в обществе достаточно давно, как и соответствующие подходы.
Другая резонансная тема – переход к регулированию бизнеса «с чистого листа», т.е. не путём точечных и запоздалых изменений действующего законодательства, но через формирование принципиально нового, адекватного регулирования и нового делового климата в экономике страны. О необходимости такого подхода мы также говорили Правительству при обсуждении бюджета и в депутатском запросе в ходе предыдущей сессии парламента, приводя в пример т.н. «Акт экономической свободы», в своё время послуживший правовой основой успешных либеральных рыночных реформ в Грузии (https://akzhol.kz/ru/partiya-ak-zhol-predlozhila-ekonomicheskie-reformy-po-primerw-akta-ekonomicheskoj-svobody-saakashvili/ ). И вновь ответ аппаратчиков был «ни о чем», и вновь тема становится злободневной по требованию Главы государства.
Президентом К.Токаевым обозначено требование цифровизации, как главного условия открытости и равной конкуренции на местах, причём не только за земельные участки и генпланы городов (о чем сказал Глава государства), но и в целом за государственные ресурсы, те же тендеры госзакупок и конкурсы приватизации, недропользование и т.п. причём, Президент интересно и вполне обосновано увязал это требование с внеконкурентным покровительством местными властями в регионах по отношению к известным компаниям (читай – доминирующим гигантам) , в ущерб малому и среднему бизнесу, который, как правило, является местным производителем. Помнится, еще весной текущего года в своём телеграмм-канале я также отмечал усиление и негативный характер этой тенденции (https://t.me/peruash/1529 ).
Обозначив ее в качестве одной из ключевых проблем сегодняшней экономики, К.Токаев показывает не только владение ситуацией, лежащей «на поверхности»; но и понимание неявных, более удаленных процессов. Такой подход безусловно встретит поддержку МСБ в регионах.
Также считаю нужным отметить слова Главы государства, что «развитие казахстанского содержания остается одним из приоритетов экономической политики». А также о том, что обеспечение отечественных обрабатывающих предприятий доступным сырьём – является важной задачей, которую должен решить закон «О промышленной политике».
К сожалению, в этом вопросе наша экономика если и не пробуксовывает (причём, достаточно давно), то по крайней мере, движется крайне медленно.
В этом мне лично пришлось убедиться в ходе недавнего Форума машиностроителей. Участвуя в дискуссиях с госорганами, национальными институтами развития и руководством Центра развития нефтегазового машиностроения (созданного в начале года тремя основными иностранными нефтяными гигантами – ТШО, КПО и NCOC), мне так и не удалось добиться от них внятного ответа, когда наконец будут запущены реальные, практические инструменты по их направлениям?
Фонд промышленности сообщил, что обещанное фондирование отечественных производителей под 3% «возможно будет рассматриваться в марте следующего года». Центр развития нефтегазового машиностроения вообще пытался рассказывать, как он видит свою «миссию», и всячески уходил от конкретных вопросов – например, будут ли они помогать казахстанским машиностроителям с технической документацией на приобретаемые тремя крупнейшими иностранными инвесторами оборудование и комплектующие. Я даже был вынужден сравнить его ответы с пословицей «Обещать – не значит жениться» и потребовать ответа: когда наконец, будете жениться, на наших производителях?
Эту дискуссию можно посмотреть здесь: https://drive.google.com/file/d/1opBz5p77J6GJi001iZZCQLU4-uMihioB/view?usp=sharing
Относительно обеспечения отечественных предприятий доступным сырьём и материалами – только в текущем году фракция демократической партии «Ак жол» направила четыре депутатских запроса Правительству и министерствам, с требованием помочь нашим машиностроительным, металлоборабатывающим и строительным компаниям с обеспечением доступным металлопрокатом. Как известно, с конца прошлого года цены на металлопрокат подскочили на 60-80%. В этой связи практически все компании, работающие в строительстве или машиностроении по госзаказу или тендерам нацкомпаний, несут значительные убытки.
Мы получали обнадёживающие ответы, но проблема так и не была решена.
В реале, возможны три варианта решений этой проблемы:
Такие подходы депутаты ДПК «Ак жол» предлагали Правительству в своих запросах (см.например: https://akzhol.kz/ru/depwtaty-ak-zhola-obvinili-2-ministerstva-v-nedostatochnom-vnimanii-k-problemam-otechestvennyh-proizvoditelej/ ); их поднимали отечественные предприятия и на Форуме машиностроителей. А в ответ – пока только обещания.
То же самое касательно законопроекта «О промышленной политике»: этот документ в основном посвящён дальнейшему «почкованию» всевозможных «институтов развития», созданию их региональных филиалов, определению полномочий, компетенций и т.д. Там много и других важных и нужных слов.
Но собственно практических мер по поддержке и развитию промышленности, внедрению новых технологий, и в том числе, – по обеспечению предприятий доступным сырьём, в варианте разработчика не имелось.
Меры по доступности сырья для обрабатывающих предприятий в этом законопроекте были внесены депутатами Мажилиса (в т.ч. мной) уже в ходе работы над законопроектом в нижней палате Парламента.
Я рассказывал о дискуссии по этому документу в своём телеграмм-канале летом (https://t.me/peruash/2061 ). И ответы институтов развития (того же Фонда промышленности) на Форуме машиностроителей – только убедили, что вместо средств на развитие производства, они пока видят лишь затраты на собственные процедуры.
Направленные нами поправки в этот законопроект по практическим мерам поддержки бизнеса – получили отрицательное заключение Правительства, а значит будут заблокированы. Поэтому, к сожалению, хотелось бы ошибиться, но трудно ждать от этого документа быстрого прорыва в реальном содействии промышленности. Но в любом случае, будем бороться по конкретным позициям, о чем я говорил и на Форуме машиностроителей (https://t.me/peruash/3029 ).
А вчерашнее поручение Президента даёт возможность повернуть закон именно в том ключе, который от него ждут промышленные предприятия.