29
Сентября

Вчера Президент К.Токаев на съезде НПП «Атамекен» дал ряд важных поручений, имеющих крайне злободневное значение

https://t.me/peruash/3046

https://t.me/peruash/3047

https://t.me/peruash/3048

Во вчерашнем выступлении Президента К.Токаева на съезде НПП «Атамекен» дан ряд важных поручений, имеющих крайне злободневное значение.
Прежде всего, речь о разработке новой концепции развития малого и среднего бизнеса до 2030 года. Фракция демократической партии «Ак жол» ещё в предыдущем созыве направляла депутатский запрос Правительству с аналогичным предложением ( https://akzhol.kz/ru/migrated_4259/ ), но тогда чиновники не сочли нужным взяться за этот вопрос. Теперь появляется возможность актуализировать изложенные нами тогда подходы и повторно направить Правительству, что мы и сделаем в ближайшее время.
Нужно также отметить, что Президент поставил задачу шире, обозначив как приоритетную цель – создание условий, при которых малому бизнесу будет выгодно вырастать в средний (на недооценку стратегического значения среднего бизнеса фракция Демпартии «Ак жол» неоднократно обращала внимание госорганов в своих запросах в предыдущие созывы Мажилиса, см.например: https://akzhol.kz/ru/migrated_4143/ ). Другой момент, с которым нельзя не согласиться в выступлении Главы государства – необходимость переформатирования безадресной и малоэффективной системы прямого субсидирования бизнеса – к рыночным инструментам и подходам. Действительно, сегодня появился целый пласт предприятий, доходность которых обеспечиваемся исключительно бюджетными субсидиями. Фактически, их бизнесом стали не конкуренция и рынок, а выбивание очередных сумм из бюджета. И именно в данной сфере наиболее высоки коррупционные риски, распространены различные схемы «откатов» и прямых хищений, как недавно заявлял Антикор, например, в отношении субсидий в АПК. Нужно вернуть политику поддержки МСБ на рыночные рельсы, где государственные стимулы служили бы не источником прибыли, но инструментом регулирования бизнеса в приоритетных направлениях. Большая и непростая работа, но понимание ее необходимости вызревало в обществе достаточно давно, как и соответствующие подходы.

Другая резонансная тема – переход к регулированию бизнеса «с чистого листа», т.е. не путём точечных и запоздалых изменений действующего законодательства, но через формирование принципиально нового, адекватного регулирования и нового делового климата в экономике страны. О необходимости такого подхода мы также говорили Правительству при обсуждении бюджета и в депутатском запросе в ходе предыдущей сессии парламента, приводя в пример т.н. «Акт экономической свободы», в своё время послуживший правовой основой успешных либеральных рыночных реформ в Грузии (https://akzhol.kz/ru/partiya-ak-zhol-predlozhila-ekonomicheskie-reformy-po-primerw-akta-ekonomicheskoj-svobody-saakashvili/ ). И вновь ответ аппаратчиков был «ни о чем», и вновь тема становится злободневной по требованию Главы государства.

Президентом К.Токаевым обозначено требование цифровизации, как главного условия открытости и равной конкуренции на местах, причём не только за земельные участки и генпланы городов (о чем сказал Глава государства), но и в целом за государственные ресурсы, те же тендеры госзакупок и конкурсы приватизации, недропользование и т.п. причём, Президент интересно и вполне обосновано увязал это требование с внеконкурентным покровительством местными властями в регионах по отношению к известным компаниям (читай – доминирующим гигантам) , в ущерб малому и среднему бизнесу, который, как правило, является местным производителем. Помнится, еще весной текущего года в своём телеграмм-канале я также отмечал усиление и негативный характер этой тенденции (https://t.me/peruash/1529 ).
Обозначив ее в качестве одной из ключевых проблем сегодняшней экономики, К.Токаев показывает не только владение ситуацией, лежащей «на поверхности»; но и понимание неявных, более удаленных процессов. Такой подход безусловно встретит поддержку МСБ в регионах.

Также считаю нужным отметить слова Главы государства, что «развитие казахстанского содержания остается одним из приоритетов экономической политики». А также о том, что обеспечение отечественных обрабатывающих предприятий доступным сырьём – является важной задачей, которую должен решить закон «О промышленной политике».
К сожалению, в этом вопросе наша экономика если и не пробуксовывает (причём, достаточно давно), то по крайней мере, движется крайне медленно.
В этом мне лично пришлось убедиться в ходе недавнего Форума машиностроителей. Участвуя в дискуссиях с госорганами, национальными институтами развития и руководством Центра развития нефтегазового машиностроения (созданного в начале года тремя основными иностранными нефтяными гигантами – ТШО, КПО и NCOC), мне так и не удалось добиться от них внятного ответа, когда наконец будут запущены реальные, практические инструменты по их направлениям?
Фонд промышленности сообщил, что обещанное фондирование отечественных производителей под 3% «возможно будет рассматриваться в марте следующего года». Центр развития нефтегазового машиностроения вообще пытался рассказывать, как он видит свою «миссию», и всячески уходил от конкретных вопросов – например, будут ли они помогать казахстанским машиностроителям с технической документацией на приобретаемые тремя крупнейшими иностранными инвесторами оборудование и комплектующие. Я даже был вынужден сравнить его ответы с пословицей «Обещать – не значит жениться» и потребовать ответа: когда наконец, будете жениться, на наших производителях?
Эту дискуссию можно посмотреть здесь: https://drive.google.com/file/d/1opBz5p77J6GJi001iZZCQLU4-uMihioB/view?usp=sharing

Относительно обеспечения отечественных предприятий доступным сырьём и материалами – только в текущем году фракция демократической партии «Ак жол» направила четыре депутатских запроса Правительству и министерствам, с требованием помочь нашим машиностроительным, металлоборабатывающим и строительным компаниям с обеспечением доступным металлопрокатом. Как известно, с конца прошлого года цены на металлопрокат подскочили на 60-80%. В этой связи практически все компании, работающие в строительстве или машиностроении по госзаказу или тендерам нацкомпаний, несут значительные убытки.
Мы получали обнадёживающие ответы, но проблема так и не была решена.
В реале, возможны три варианта решений этой проблемы:

  1. Обязать отечественные металлургические компании обеспечивать обрабатывающие предприятия по доступной цене, путём жёсткого контроля трансфертного ценообразования (исключения из международной цены – логистических затрат, брокерских премий, страховки и т.п.), отмены внутреннего НДС, квотирования и переговоров; причём как по чёрному прокату, так и по меди и цинку (для действующих кабельного и аккумуляторного производств).
  2. Так как до 80% сталепроката импортируется из РФ – необходимо достижение договоренности с российской стороной о распространении на Казахстан принятых правительством РФ пониженных цен на сталепрокат для компаний, выполняющих госзаказ. Это как раз та ситуация, когда ЕАЭС должен наконец реально показать свою эффективность для нашей экономики.
  3. Также необходимо добиться от российской стороны организации встречных поставок на Казахстан сталепроката теми российскими металлургическими предприятиями, которые используют казахстанское сырье (чугунные окатыши, ферросплавы и др.).

Такие подходы депутаты ДПК «Ак жол» предлагали Правительству в своих запросах (см.например: https://akzhol.kz/ru/depwtaty-ak-zhola-obvinili-2-ministerstva-v-nedostatochnom-vnimanii-k-problemam-otechestvennyh-proizvoditelej/ ); их поднимали отечественные предприятия и на Форуме машиностроителей. А в ответ – пока только обещания.

То же самое касательно законопроекта «О промышленной политике»: этот документ в основном посвящён дальнейшему «почкованию» всевозможных «институтов развития», созданию их региональных филиалов, определению полномочий, компетенций и т.д. Там много и других важных и нужных слов.

Но собственно практических мер по поддержке и развитию промышленности, внедрению новых технологий, и в том числе, – по обеспечению предприятий доступным сырьём, в варианте разработчика не имелось.
Меры по доступности сырья для обрабатывающих предприятий в этом законопроекте были внесены депутатами Мажилиса (в т.ч. мной) уже в ходе работы над законопроектом в нижней палате Парламента.
Я рассказывал о дискуссии по этому документу в своём телеграмм-канале летом (https://t.me/peruash/2061 ). И ответы институтов развития (того же Фонда промышленности) на Форуме машиностроителей – только убедили, что вместо средств на развитие производства, они пока видят лишь затраты на собственные процедуры.

Направленные нами поправки в этот законопроект по практическим мерам поддержки бизнеса – получили отрицательное заключение Правительства, а значит будут заблокированы. Поэтому, к сожалению, хотелось бы ошибиться, но трудно ждать от этого документа быстрого прорыва в реальном содействии промышленности. Но в любом случае, будем бороться по конкретным позициям, о чем я говорил и на Форуме машиностроителей (https://t.me/peruash/3029 ).
А вчерашнее поручение Президента даёт возможность повернуть закон именно в том ключе, который от него ждут промышленные предприятия.