15
Май

Вопросы совершенствования бизнес-климата в фармацевтической промышленности - выступление А.Перуашева на парламентских слушаниях

 
 
выступление А.Перуашева на парламентских слушаниях
«Обеспечение населения лекарственными средствами в рамках ГОБМП и развитие фармацевтической отрасли Республики Казахстан» 12 мая 2017 года
 
Уважаемый президиум, уважаемые коллеги.
 
Трудно переоценить значение фармацевтической отрасли не только для социальных задач, но и для развития всего обрабатывающего сектора в экономике.
Не случайно, почти ровно 8 лет назад, 15 мая 2009 года, давая старт госпрограмме индустриализации, президент Нурсултан Назарбаев поручил к 2014 году добиться обеспечения более 50% рынка лекарств препаратами отечественного производства.
За этот период, в результате совместных усилий государства и бизнеса, запущен ряд новых производств, привлечены крупные транснациональные инвесторы, освоены новые виды продукции, увеличены физический и финансовый объемы производства.
Однако задача, поставленная Президентом, по-прежнему остается актуальной.
В этой связи считаем целесообразным сосредоточить действие правительства по следующим направлениям.
Первое. Создать эффективную систему регистрации лекарственных средств.
Действующая система регистрации остается крайне бюрократизированной и ориентирована не столько на обеспечение  безопасности, сколько на формальные показатели.
В результате, регистрация нового препарата растягивается более чем на два года. Есть проблемы с оценкой и мониторингом клинических исследований, нехваткой лабораторий.
Если наша инфраструктура останется неготовой к новым требованиям общего рынка лекарственных средств в Евразийском экономическом союзе, то казахстанские производители будут переносить свои клинических и фармакологические исследования в Россию.
Это не только повлечет удорожание разработки новых препаратов, но и отдаст инициативу инновационных подходов в отрасли, несмотря на множество самых современных клиник и целый медицинский кластер в Астане.
 
Необходимо коренным образом пересмотреть действующую систему сертификации, которая стала реальным препятствием для развития отрасли.
Выход препарата в обращение с момента производства каждый раз задерживается минимум на 40 дней! Из них 30 дней ззанимают процедуры экспертной организации при Минздраве.
Двойной контроль препаратов конечно нужен. Но применяемый процесс последовательной экспертизы на разные исследования  можно заменить одновременными исследованиями по всем параметрам, что сократит сроки сразу в два раза.
Особое внимание стоит уделить тарифам на экспертизу, которые в 2014-2015 г.г.  выросли в 6 раз, а в 2016 году -  в 20 раз!
Есть прямое поручение в нынешнем Послании Президента – кардинально сократить непроизводительные расходы бизнеса. Думаю, надо эти тарифы пересмотреть как необоснованные.
Второе.  Нужно изменить подходы в системе закупок.
Сегодня главным инструментом поддержки казахстанских производителей являются долгосрочные договора СК-Фармация. За последние годы фракция «Ак жол» в Мажилисе более 10 раз поднимала вопросы по деятельности этой компании. В том, что поручение Президента о 50% доле отечественной продукции на рынке лекарственных препаратов в 2014 году практически было сорвано – есть прямая вина СК-Фармация. Мы делали депутатские запросы об этом, были даже решения судов, но каждый раз все спускалось на тормозах. Только после жесткой критики Главы государства, как уже отмечал спикер Мажилиса, сейчас минздрав наводит нужный порядок в СК-Фармация.
Сегодня мы видим уже первые результаты, рост закупа отечественных препаратов налицо. Но есть проблемы, требующие дополнительного внимания.
Например, СК-Фармация осуществляет расчет за поставленную продукцию по истечении 60 банковских дней, что составляет 3 месяца. Это создает серьезные финансовые проблемы и дефицит оборотных средств для отечественных заводов. Нужно иметь в виду, что 90% из почти 50 отечественных фармкомпаний составляет не крупный, а средний бизнес. В результате предприятия вынуждены привлекать заемные банковские средства, что снижает их рентабельность и производственный потенциал.
Также необходимо пересмотреть подходы к самим долгосрочным договорам. Не должно быть ситуации когда договора заключаются с теми, у кого еще не налажено собственное производство данного препарата. Потому что тогда долгосрочные контракты дробятся, есть случаи отказа от выигранных тендеров. Тогда как готовые производители остаются ни с чем.
В этой связи, мы поддерживаем предложение Нурлана Зайруллаевича о проведении ревизии списка поставщиков СК-Фармация.
Стране, экономике нужны производители, а не перекупщики.
 
Третье. Отдельная тема – проблема выхода нашей фармацевтической продукции на  экспорт, особенно в Россию.
Именно такая перспектива являлась основным стимулом для инвесторов приходить и работать в Казахстане, с прицелом на рынок ЕАЭС.
Сегодня сроки и стоимость прохождения разрешительных процедур у нас в 2-3 раза ниже, чем в России. В результате, российская продукция  заходит к нам без особых проблем, а наши производители в РФ вынуждены пробираться через многочисленные препоны.
Для решения этих вопросов правительству необходимо усилить наши позиции в переговорном процессе ЕАЭС.
 
Спасибо за внимание.