26
Октября

Вопросы, заданные депутатами фракции «Ак жол» в ходе обсуждения законопроекта по налогообложению в первом чтении на пленарном заседании Мажилиса




Е.Барлыбаев:
- В 2014 г. в рамках Закона по вопросам разрешительной системы, были приняты поправки в Налоговый кодекс, направленные на снижение налогообложения банков второго уровня.
Ими было предусмотрено, что не признается доходом банка отрицательная стоимость требования по сомнительным и безнадежным кредитам, выданным до 1 января 2012 года и в случае их уступки дочерней организации банка.
Эти нормы дополнили ранее предоставленные льготы БВУ в части освобождения от обложения корпоративным подоходным налогом сумм провизий, по проблемным кредитам и т.д.. 
Правительством было заявлено, что данные новшества позволят улучшить качество портфеля банков и снизить долю неработающих кредитов.
Итогом данных мер должно было стать снижение доли неработающих кредитов в банках второго уровня к 1 января 2015г. до 15% и к 1 января 2016г. до 10%.
 
Между тем, 1 июля 2015 г. фракция «Ак жол» сделала депутатский запрос Нацбанку и Министерству национальной экономики, что на тот момент доля неработающих кредитов в общем кредитном портфеле банков всё ещё составляла более 23%.
То-есть, несмотря на всевозможные освобождения от налогов, задача улучшения кредитного портфеля не была решена.
Несмотря на это, сегодня мы обсуждаем законопроект, где налоговые льготы банкам предлагается опять увеличить.
В таком случае, ответьте на вопрос: какая доля неработающих кредитов в банках второго уровня сегодня?
 
Например, агентство Халык-финанс считает, что их доля снизилась до 8,2%. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эти данные?



Е.Никитинская:
- В целом можно поддержать стремление разработчика навести порядок в налоговой системе и провести оптимизацию существующих налоговых льгот.
Однако это стремление почему-то не распространяется на банковский сектор, где предлагается наоборот, продлить существующие льготы.
Это было бы оправданно, если бы банковский сектор приносил большие доходы бюджету, играл бы важную роль в обеспечении финансовой стабильности государства.
Но это не совсем так. Например, в прошлом году, несмотря на всевозможную государственную поддержку из Нацфонда и ЕНПФ, банки уплатили налогов меньше, чем сельское хозяйство или обрабатывающая промышленность, не говоря уже о добывающих отраслях. А в общих доходах республиканского бюджета в 2015 г. доля налогов от банков всего лишь около 0,2%.
 
Изменилась ли эта тенденция на сегодня, какова доля банков в формировании доходов республиканского бюджета за 9 месяцев 2016 года?



М.Казбекова:
- Вопрос разработчику. Раз мы снижаем порог НДС, значит - увеличиваем налоговую нагрузку на добросовестный бизнес, который и так их платит.
А какая доля теневой экономики? Сколько налогов остаются неуплаченными? Какая часть доходов экономики уходит от налогообложения? Может быть, чем всё больше и больше нагружать на тех, кто добросовестно платит налоги, пора бы уже вытаскивать на свет тех, кто их совсем не платит, и платить не собирается?
 


Д.Еспаева:
- С 2017 г. ставится на утрату Налоговый режим таможенного склада. В своё время его введение позволило привлечь инвестиции и запустить успешные предприятия в машиностроительной, электротехнической, пищевой, фармацевтической промышленности.
Сегодня министерство национальной экономики ссылается на требования ВТО и отказывается поддержать данное производство после 2018 г.
Тем не менее, все страны ВТО находят возможности для поддержки своих производителей тем или иным способом. Ещё в 2012 г. Президент Нурсултан Назарбаев поручал Правительству изучить международный опыт и разработать такие меры поддержки,  и постоянно говорит об этом в других поручениях.
 
Подготовлены ли правительством замещающие меры по поддержке таких предприятий взамен снимаемых преференций, и какие это меры?
Например, по данным ассоциации автопроизводителей, ничего другого вместо отменяемого режима таможенного склада им не предлагают, а значит самые технологичные предприятия будут брошены один на один со своими проблемами.
Собираются ли отраслевые министерства и правительство в целом помогать предприятиям машиностроения, фармацевтики, пищевой промышленности и другим, использовавшим ранее режим таможенного склада, и как именно?

 
К.Абсаттиров:
- Сегодня министерство национальной экономики идёт навстречу бизнесу, смягчая переход к понижению порога плательщиков НДС. депутаты фракции 'Ак жол' признательны за такое решение.
Но вместе с тем, приходится признать, что это лишь смягчает, но не отменяет усиление налогового давления на малый бизнес.
Между тем, добиться увеличения налоговых поступлений можно не только через увеличение нагрузки, но и через расширение налогооблагаемой базы и выявления теневых оборотов.
А в этих целях переход к тотальной уплате НДС будет неэффективен, ввиду сложности его исчисления и высокой коррупциогенности.
В развитых экономиках для этого применяется патентное налогообложение, т.н. 'вменённый' налог, который позволяет малому бизнесу, уплатив государству твердо установленную сумму, весь остальной доход обращать в прибыль.
Тем самым стимулируется и легализация оборота, и сама деловая активность.
В нашем же случае налоговые органы сейчас повально извещают малый бизнес о прекращении действия патентов. Партия 'Ак жол' считает такой подход контр-продуктивным.
Почему вместо тотализации НДС нам не перейти к широкому применению патентов, или 'вменённого' налога для малого бизнеса?