А.Перуашев
Құрметті қос палатаның төрағалары,
Құрметті әріптестер.
Қазақстан өз Тәуелсіздігінің жаңа кезеңін теңдессіз конституциялық реформадан бастап отыр.
Елбасымыз осы реформа шеңберінде алпысқа жуық өкілеттігінен бас тартып, оларды биліктің түрлі тармақтарына бекітіп беруді ұсынуда.
Елбасымыздың ешқандай дау туғызбайтын билік функцияларын өз еркімен беру фактісінің өзі ерекше жағдай.
Меніңше, бүгінгі әлемде бұған ұқсас мысалдар жоқ.
Керісінше, билік басына келген адамдар бүкіл басқару тізгінін өз қолына жинауға ұмтылады.
Заманауи қазақ мемлекетінің негізін қалаушы, Елбасы Нұрсұлтан Назарбаев біздің ата-бабаларымыздың асқақ арманын іс жүзіне асырып, кең-байтақ жеріміздің іргесін бекітті, ұлтымыздың басын біріктіріп, толыққанды мемлекеттік институттар, қуатты экономика құрды, халқымызға Мәңгілік Ел ұлттық идеясын берді.
Өз шәкірттерін тәрбиелеп, дана ұстаз ретінде Елбасы бүгінгі таңда билік тармақтарының әлеуетін кеңейтіп, олардың ел алдындағы жауапкершілігін де арттырып отыр.
Уважаемые спикеры Палат Парламента,
Уважаемые коллеги.
Новую эпоху Независимости Казахстан начинает с беспрецедентной конституционной реформы.
Подтверждая незыблемость президентской формы правления, эта реформа беспрецедентна по масштабу изменений уже тем, что Президент предлагает отказаться от около шестидесяти полномочий, закрепив их за различными ветвями власти.
Она уникальна и тем, что бесспорный и успешный лидер по собственной инициативе, исходя из личных убеждений, передаёт столь обширные функции.
В нынешнем жёстком мире мне неизвестны другие подобные примеры.
Партия «Ак жол» всегда выступавшая за национальные интересы, парламентаризм и поддержку бизнеса – высоко ценит конституционную реформу Президента и выражает благодарность Нурсултану Абишевичу за эту историческую волю.
Выступавшая сейчас передо мной депутат Хаменова, другие коллеги предложили закрепить в Конституции статус и особую роль, которую сыграл и продолжает играть в становлении Независимого Казахстана его Первый Президент.
Мы приветствуем это предложение и считаем его актуальным и обоснованным.
Нужно уметь не только пользоваться плодами большого труда, но также признавать и ценить этот труд.
Являясь парламентской партией, ДПК «Ак жол» особо выделяет предложенные Президентом изменения в статьях Конституции, определяющих полномочия и взаимоотношения Президента, Парламента и Правительства.
Например, в статье 49, вместо слова «функции», предлагается закрепить, что Парламент «осуществляет законодательную власть».
Это не техническая поправка, а норма, которая подразумевает соответствующие перемены в системе ветвей власти, с ясно выраженным акцентом.
Или предложенная редакция ст.70 о том, что Правительство слагает полномочия перед вновь избранным Мажилисом – это требование практически увязывает состав Правительства и его курс с итогами парламентских выборов по партийным спискам. Такое изменение однозначно обостряет конкуренцию на партийном поле и повышает цену победы на выборах.
И это не спонтанный порыв, а планомерная и долгосрочная работа Президента по выстраиванию системы сдержек и противовесов, взращиванию современных политических партий.
После принятия рыночной Конституции в 1995 году, уже в 1998 г. он инициировал введение пропорциональной системы парламентских выборов, что дало мощный толчок партийному строительству.
В 2009 году было закреплено гарантированное формирование многопартийного Парламента.
А в 2015 году были выдвинуты пять институциональных реформ, результатом одной из которых – «Формирование подотчётного государства» - и стали рассматриваемые сегодня поправки в Конституцию.
Инициатива Нурсултана Абишевича о перераспределении полномочий послужила катализатором широких дискуссий, подтолкнула тысячи неравнодушных граждан к выражению собственных идей и ожиданий.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что при всём различии функционала, у разных ветвей единой государственной власти - единые задачи и единая ответственность перед народом Казахстана.
Здесь важно обеспечить сбалансированный подход: стране нужны инициативные правительство и парламент, нацеленные на совместные результаты в развитии экономики, повышении благосостояния граждан, обеспечении прозрачности и подотчётности перед обществом.
Для всестороннего рассмотрения предложений, поступающих от парламентских фракций, комитетов и в ходе сегодняшних выступлений, предлагаю создать совместную комиссию Палат Парламента с равным количеством депутатов Мажилиса и Сената, а также представителей разработчика, которая должна подготовить проект закона ко второму чтению.
В то же время, Конституция не должна охватывать детали государственного управления. Она определяет базовые принципы, реализация которых происходит через всё остальное законодательство.
Поэтому нужно согласиться, что некоторые внесённые инициативы будет более уместно реализаовать на уровне законов и подзаконных актов.
Уважаемые соотечественники.
Как представитель национального бизнеса, партия 'Ак жол' считает необходимым рассматривать конституционную реформу и с точки зрения экономики.
Именно рыночные свободы являются необходимым условием свободы политической: это две стороны одной медали.
Потому что только сильная экономическая база может служить реальной опорой Независимости и демократии.
Ещё в первые годы образования Республики, Президент Назарбаев озвучил своё политическое кредо: сначала экономика, потом – политика.
25 лет вся страна вместе со своим лидером поднимала и развивала экономику.
Но пришёл черёд и для второй части 'кредо Назарбаева': сегодня мы становимся свидетелями того, как накопленные результаты экономических реформ конвертируются в политическую модернизацию.
В этом плане крайне показательны приоритеты, поставленные в Послании Президента 'Третья модернизация Казахстана'.
И хотя Послания носят ежегодный характер, представляется, что приоритеты, поставленные в рамках Третьей модернизации явно выходят ЗА рамки одного года, а возможно, и одного десятилетия.
Прямое отражение принципов, проводимых Лидером нации в экономической политике можно увидеть и в обсуждаемой сегодня конституционной реформе, важнейшими результатами которой должны стать повышение политической конкуренции и сокращение централизации власти.
Уважаемые коллеги.
Независимость нашей страны взаимосвязана и обусловлена гражданским подвигом Первого Президента.
Это исторический факт, который невозможно отрицать.
Президент Назарбаев не только использовал те возможности, которые история предоставляла нашему молодому государству: он сам, всей своей жизнью, собственным трудом и талантом лидера, создавал такие возможности.
На этом пути Президент Назарбаев неоднократно инициировал резонансные шаги, которые не сразу воспринимались по достоинству, вызывали споры и вопросы.
Но проходило время - и споры уступали место пониманию и поддержке, вопросы заменялись восхищением.
Так было и с отказом от ядерного оружия, и с приватизацией предприятий, и с привлечением инвестиций, и с созданием Национального фонда, и с переносом столицы...
Уверен, что и о нынешней реформе современники будут с гордостью рассказывать, как они вносили свои предложения, и их голос тоже был услышан.
Құрметті отандастар!
Аталарымыздан қалған сөз бар, «Басқалардан кем қалмау үшін, біз білімді, бай және күшті болуымыз керек».
Міне, бүгін, заманауи мемлекетіміздің негізін қалаушы, Елбасы Нұрсултан Назарбаев Конституциямыздың жаңғыруы арқылы білімді, бай-қуатты болашаққа жол көрсетуде.
Біз де соған лайықты болайық, құрметті халайық.