Выступление А.Перуашева на заседании Коалиции демократических сил
11 сентября 2014 года
А.Перуашев
Выступление на заседании коалиции демократических сил,
11 сентября 2014
Уважаемые коллеги,
Я с большим уважением отношусь к партии «Нур Отан», возглавляемой Лидером нашей нации, и к её депутатам.
Но у меня вызывает определённые сомнения ход сегодняшнего обсуждения. Мы присутствуем на заседании коалиции демократических сил, все члены которой – партии, движения – между собой, по идее, равны. Но тогда почему все доклады по такой важной теме, как борьба с коррупцией, делают представители только одной партии «Нур Отан»? Почему в проекте обращения первой указана также эта партия, хотя список состоит из более 20 организаций? Почему у нас в коалиции все годы председательствует эта партия, сама назначает повестку дня и руководит заседаниями? Почему не сделать поочерёдную ротацию председательства с тем, чтобы каждый член коалиции мог сформировать свою повестку, как это делается в действительно равноправных объединениях?
Почему «Нур Отан» занимает первые полтора часа работы своими четырьмя докладами, а всем остальным партиям и гражданскому обществу только после этого предлагают выступить в прениях по 5 минут?
Если это мероприятие внутрипартийное, то доклады можно было обсуждать и без нас. Но раз это заседание коалиции - то уважайте и других участников. Мы не стажёры и не статисты. Мы ведём свою работу, может не настолько масштабную и не с таким размахом как правящая партия, но также заслуживающую внимания.
Второй момент. Мы собираемся по итогам выслушанных речей принять очередное обращение. Зачем? Кому нужны все эти формальные обращения, воззвания и т.д., если их никто не читает, кроме сотрудников, которые сами же их и написали? Это же лишь видимость работы. А где сама работа? Где её результаты? Обществу нужна свобода от коррупции, а не очередные обращения. Я предлагаю никакого обращения не принимать, а утвердить план работы и по нему двигаться, раз уж здесь находится и руководство Правительства, и руководство Агентства по борьбе с коррупцией.
Но даже при этом надо понимать, какие задачи мы ставим, и как будем оценивать их достижение. Все предложенные сейчас рейтинги и индексы – это оценочные суждения, которые могут быть некорректны. Они оценивают настроения, а не ситуацию. И совершенно правильно сейчас сказала известный наш социолог Гульмира Илеуова, что есть более объективные, фиксированные показатели, которые позволяют эмпирически определить уровень коррупции.
Возьмём хотя бы депутатские запросы партии «Ак жол» о сумме выведенных средств из Казахстана в оффшорные зоны. Это – абсолютная величина, которая вполне поддаётся учёту и определению. И это – реальный показатель коррупции, именно так в своё время выводил деньги под несуществующие кредиты и фиктивные залоги небезызвестный Аблязов.
Правда, на наш запрос об объеме казахстанских средств, выведенных в банки на Кипре, два года назад Нацбанк ответил, что не обладает такой информацией. Это – неправда, потому что банки сегодня отслеживают любую транзакцию свыше 10 тысяч долларов, и могут её остановить в любой момент при наличии сомнений в законности. Поэтому Нацбанк знает, по меньшей мере, суммы прямых переводов из Казахстана в любую другую страну. Другое дело, что госорганы так зарегулировали бизнес и банки, получают такой поток бумаг и ненужной информации, что просто не в силах отследить реальные риски. Зато все им отчитываются непонятно зачем. Нам давно нужно научиться отделять нужные данные от ненужной бюрократии. Избавление от бюрократии – это тоже борьба с коррупцией и её предпосылками.
Третье: в повестке дня заседания коалиции указано обсуждение Национальной антикоррупционной стратегии в рамках реализации Стратегии-2050. И мне непонятно, почему вдруг вся коалиция должна в предлагаемом обращении заявлять, что она поддерживает …программу партии «Нур Отан» по борьбе с коррупцией?
Ещё раз напомню: в коалицию входит множество и других партий и НПО, многие из которых имеют свои программы или планы борьбы с коррупцией. Практически у всех партий есть такие разделы в их собственных программах. Фонд «Transparency International», который только что выступал, вообще только противодействием коррупции и занимается. Совет по противодействию коррупции действует при Национальной палате предпринимателей, которая также является членом коалиции, и т.д.
У партии «Ак жол» в активе не только раздел в программе, но уже накопился и некоторый практический опыт в виде целого ряда депутатских запросов и конкретных предложений в законодательство, внесённых нашими депутатами.
Просто приведу несколько примеров:
В 2012 г. депутаты «Ак жола» обратились в Нацбанк РК по проблеме вымогательств и поборов с предпринимателей при получении кредитов со стороны сотрудников банков второго уровня. Наша фракция предложила законодательно закрепить типовой договор банковского займа. Условия банков, не предусмотренные типовым договором предлагалось считать незаконными. Однако Нацбанк не согласился с инициативами «Ак жола».
В течение 2013 г. «Ак жол» несколько раз выступал с предложением об отмене обязательного техосмотра личного автотранспорта, как бессмысленной и коррупциогенной, особенно в связи с передачей этой функции частным структурам. Тогда наши предложения не были поддержаны госорганами, однако на открытии нынешней сессии Парламента Глава государства поручил закрыть эту коррупционную кормушку.
В апреле 2013 г. «Ак жол» выступил с запросом относительно наличия казахстанских денег на арестованных счетах на Кипре, и предложил использовать эту ситуацию для возврата в страну незаконно выведенных денег.
Тогда же парламентская фракция «Ак жол» выступила с предложением предоставить партиям парламентского меньшинства право на антикоррупционную экспертизу законопроектов до их поступления в Парламент.
В апреле 2013 г. фракция «Ак жол» повторно (после 2012 г.) предложила ввести институт парламентского расследования, а также прямую видеотрансляцию работы таможенных постов, других исполнительных органов, а также судебных заседаний и заседаний Парламента.
2 апреля 2014 г. депутаты фракции предложили Правительству, в целях сокращения вмешательства в экономику, ввести мораторий на создание новых предприятий с государственным участием. Как стало известно из СМИ 26 июня 2014 г., Правительство одобрило соответствующий законопроект для внесения в Парламент.
16 апреля 2014 г. депутаты «Ак жола» направили запрос Правительству с предложениями провести де-оффшоризацию казахстанской экономики и отменить банковскую тайну в отношении зарубежных счетов высокопоставленных чиновников. На два предыдущих запроса по данной теме правительство отвечало, что эти сведения являются банковской тайной. Однако фракция «Ак жол» считает, что банковская тайна не может распространяться на банковские счета чиновников, распоряжающихся огромными бюджетными средствами. Во всем цивилизованном мире декларации о доходах таких лиц относятся к открытой информации. В этой связи, партия «Ак жол» предложила разработать закон «О регулировании деятельности, осуществляемой через оффшорные зоны». 17 июня т.г. получен ответ правительства о разработке комплекса мер по де-оффшоризации экономики Казахстана.
25 июня 2014 г. на заседании комитета по экономической реформе Мажилиса, партия «Ак жол» заявила о формировании в стране практики корпоративной коррупции, приводящей к злоупотреблениям в сфере квази-государственного сектора. Несмотря на то, что объём закупок в данной сфере в 6 раз превышает объёмы госзакупок, процедуры тендеров и конкурсов здесь законодательно не урегулированы, что создаёт широкое поле для манипуляций. В этой связи, «Ак жол» потребовал от госорганов срочно разработать и внести закон «О закупках», регулирующий деятельность нацкомпаний, предприятий с государственным участием и крупных недропользователей, и т.д.
Подобных примеров можно привести много, причём не только от партии «Ак жол», но и от других партий или НПО. И это не просто слова, а многолетняя практическая работа.
Почему же мы должны в обращении к гражданам выражать поддержку лишь недавно разработанной анти-коррупционной программе партии «Нур Отан»? Думаю это некорректно по отношению к остальным членам коалиции. Если целью мероприятия было обсуждение программы одной партии – не нужно для этого собирать коалицию, это ваш внутренний документ. Я, например, даже не имею права одобрять или не одобрять документ партии «Нур Отан», поскольку являюсь членом другой партии.
Поэтому, если обращение всё-таки будет приниматься (хотя это спорный вопрос), предлагаю: либо выразить поддержку анти-коррупционным усилиям ВСЕХ членов коалиции, либо исключить слова об одобрении программы одной партии.
Есть ряд и других замечаний. Хотелось бы обратить внимание коллег, что скромность ещё никому не вредила. Это, конечно, относится и ко мне тоже. Но прозвучавшие сегодня несколько раз громкие слова о том, что партия «Нур Отан» «готова взять на себя ответственность за борьбу с коррупцией» – звучат как пионерский лозунг. И без этого понятно, что ответственность за всю государственную политику лежит на партии власти. Но гораздо важнее показывать эту ответственность на деле, а не кричать о ней по поводу и без.
Другое заявление, который многие уже не в первый раз слышат – о том, будто партия «Нур Отан» «впервые в истории» опубликовала свою финансовую отчётность, и призывает другие партии «последовать её примеру». Уважаемые коллеги, кто вам писал эту речь? Уж точно не специалист в партийной политике. Это же просто правовое невежество. Публикация ежегодных финансовых отчётов в республиканских печатных изданиях с 2002 года является обязательным требованием п.5 ст.18 закона о политических партиях! Партия «Ак жол», по крайней мере, после моего избрания председателем, ежегодно публикует свои отчёты в газете «Казак үні» с 2012 г.
Но когда представители партии «Нур Отан» говорят, что ваша партия только в 2014 г. впервые опубликовала такой отчёт – это значит, что с 2002 года правящая партия нарушала закон. Более того, все эти годы, будучи избранной в парламент, ваша партия получала бюджетное финансирование в миллиарды тенге ежегодно, и ни разу о них не отчитывалась все 12 лет. Вы понимаете, в чём вы обвиняете собственную партию?
Я уверен, что это не так. Просто те, кто готовил подобные утверждения, видимо, даже не интересуются ни законами, ни историей своей партии. Но прежде чем бахвалиться такими «новшествами», хотя бы изучайте, что сделано до вас другими. Не надо изобретать велосипед.
Наконец, к теме заседания. Партия «Ак жол» предлагает в рамках противодействия коррупции начать не с обращений, а с конкретных механизмов. Например, в апреле текущего года мы в депутатском запросе предложили ввести общественный и парламентский контроль за использованием 1 трлн. тенге, выделенных Главой государства из Нацфонда на поддержку экономики и бизнеса. 18 апреля т.г. таковая Комиссия под руководством председателя Нацбанка РК была создана, однако представителей партии «Ак жол», под надуманным предлогом, в состав Комиссии не допустили. Туда вошли только депутаты партии «Нур Отан».
Сейчас началась вторая волна приватизации. И уже первые сигналы говорят о непрозрачности в этом процессе, хотя сам Лидер нации предостерегал от того, чтобы приватизируемые объекты не попали в руки племянников и прочих родственников тех, кто проводит приватизацию.
В этой связи, вчера депутаты ДПК «Ак жол» направили ещё один запрос Правительству, в котором предложили создать парламентскую комиссию по мониторингу за ходом приватизации, с приглашением не только депутатов «Нур Отана», но и других партий, общественности и бизнес-сообщества.
Я предлагаю коалиции поддержать эту инициативу.
В целом же, говоря об анти-коррупционных мерах, нужно признать, что единственным эффективным инструментом может быть только прозрачность и подотчётность обществу деятельности исполнительных структур. Необходимо реальное разделение функций ветвей единой государственной власти, необходим реальный баланс сдержек и противовесов. Не случайно во многих европейских странах счётные комитеты по контролю за исполнением бюджета и финансовые комитеты парламентов традиционно возглавляют депутаты от парламентского меньшинства. Это – действенная логика: поскольку распоряжение огромными государственными средствами доверено правящему большинству, то контроль за их использованием общество возлагает на тех, кто заведомо предрасположен искать и устранять недостатки в этом процессе, включая поиск и устранение коррупциогенных факторов. А когда как у нас, в общественный контроль за тем, как используются государственные средства, допускаются только члены той же партии, из которой состоит и всё правительство - то это, согласитесь, вызывает определённые вопросы о степени непредвзятости и принципиальности такого контроля.
Поэтому партия «Ак жол» постоянно выступает за расширение полномочий Парламента и укрепление парламентских партий. И мы уверены, что это – самый верный путь борьбы с коррупцией, который не заменят никакие отдельные шаги, идеи или лозунги.
Спасибо за внимание.
Примечание: после данного выступления, несмотря на возражения большинства других участников коалиции, первый запред партии «Нур Отан» Бауржан Байбек снял из текста обращения слова о поддержке антикоррупционной программы своей партии