Выступление А.Перуашева на заседании Общенациональной коалиции демократических сил
Выступление А.Перуашева
на заседании Общенациональной Коалиции демократических сил
10 марта 2017 года
Уважаемые соотечественники,
Прежде всего поздравляю всех с только что подписанными Президентом изменениями в Конституцию.
Главным содержанием конституционной реформы стало перераспределение около 60 полномочий от Президента к разным ветвям власти, с учётом баланса сдержек и противовесов.
Думаю, мы ещё не осмыслили масштабы произошедшего и потенциал развития политической системы, который открывает эта реформа. Инициатива президента Назарбаева прошла широкое обсуждение в обществе, дав возможность каждому гражданину донести свою позицию, быть услышанным.
Например, самую острую дискуссию вызвали предложения рабочей группы по 26 статье. Партия «Ак жол» также направляла свои возражения по ней. Мы предложили дополнить, что «действие ст.26 не распространяется на земельные отношения». Но принятое Главой государства решение вообще не менять эту статью - оказалось ещё более кардинальным и с воодушевлением принято в обществе.
И мы выражаем признательность Нурсултану Абишевичу за эту историческую волю.
Считаю, что призыв Президента рассматривать Конституцию как платформу для консенсуса, а не повод для разногласий, - нужно брать за основу при всех подобных спорах. Поэтому лично я достаточно спокойно и сдержанно воспринял отклонение рабочей группой ряда резонансных поправок партии «Ак жол».
Являясь парламентской партией, ДПК «Ак жол» особо выделяет такие предложенные Президентом позитивные новеллы в Основном законе, как сложение полномочий Правительства перед вновь избранным Мажилисом - речь идёт о прямом влиянии победивших политических партий на формирование персонального состава Правительства, что резко повышает значение политических партий и цену победы на выборах.
Особо хочется отметить включение в перечень основополагающих ценностей Республики - государственной Независимости Казахстана, которая не может быть пересмотрена ни в каких случаях, включая изменения Конституции в дальнейшем.
Также принципиально важным является и дополнение в ст.4, которая ранее устанавливала безусловный приоритет международных норм над национальными законами Казахстана. Отныне применяемые в Республике международные нормы, напротив, сами должны будут соответствовать требованиям нашего национального законодательства, и т.д.
По некоторым оценкам, на следующем этапе конституционной реформы необходим пересмотр порядка 300 законов.
В этой связи призываю все политические партии, общественные объединения и НПО использовать недавно обновленный формат, когда в рабочих группах Мажилиса могут свободно принимать участие представители гражданского общества.
Конституционная реформа дала возможности для демократизации государства по всей вертикали власти. А то, насколько мы сможем использовать эти возможности – зависит от каждого из нас.
К примеру, в п.4 ст.87 порядок назначения или избрания местных акимов (за исключением акимов областей и городов республиканского значения), который раньше определялся Президентом, отныне должен быть установлен законом. Значит, в законодательстве появляется возможность выработать новые механизмы назначения акимов – и это наглядный пример того, насколько глубокими могут оказаться такие перемены.
Я неоднократно ранее говорил, и говорю сейчас, что поддерживаю унитарный характер государства и назначение по вертикали не только акимов областей, Астаны и Алматы, но и акимов районов, с тем чтобы исключить риски сепаратизма или появления «удельных князьков».
В то же время, основой демократии является местное самоуправление в единых населённых пунктах. Сегодня акимы городов назначаются, а акимы сельских округов избираются вышестоящими районными маслихатами. Смысл же самоуправления в том, чтобы жители каждого конкретного населённого пункта самостоятельно определяли свои органы управления.
Поэтому партия «Ак жол» подготовит предложения о введении в городах местного значения и сельских округах – прямых выборов акимов, на основе всеобщего и тайного голосования местного населения.
Это только один пример того, какие возможности по демократизации государства и подотчётности власти будут раскрываться по мере дальнейшей реализации нынешней конституционной реформы.
Как известно, Черчилль говорил про советское правительство, что оно приняло Россию с крестьянской сохой, а оставило с атомной бомбой. А Президент Назарбаев принял Казахстан с ядерным оружием, но ведёт его к демократическому обществу и зелёной экономике.