(пленарное заседание Мажилиса, 20 марта 2019)
Уважаемые коллеги!
Фракция ДПК «Ак жол» поддерживает предложенные корректировки бюджета, направленные, в первую очередь, на финансовое обеспечение социальных инициативНурсултана Абишевича Назарбаева.
Необходимо отметить, что основную часть дополнительных доходов планируется обеспечить за счет увеличения налоговых поступлений в размере 198 млрд. тенге через усиление таможенного администрирования.
Конечно,нужно приветствовать такое укрепление собираемости налогов, но вызывает вопрос, почему для наведения порядка в данном секторе потребовалось личное поручение Елбасы, и почему эти источники пополнения бюджета ранее оставались не задействованными.
В увеличении расходов республиканского бюджета на 2019 год на 1,17 млрд тенге наибольшая доля - почти 43,3 % приходится на социальную сферу. Сумма дополнительно выделенных средств из бюджета на реализацию социальных поручений, озвученных Первым Президентом, составляет 820,5 млрд тенге.
В их числе - вопросы увеличения детских пособий, улучшения положения многодетных семей, обеспечения жильем, повышение пособий по инвалидности на 30%, адресная социальная помощь, повышение заработной платы низкооплачиваемых работников бюджетной сферы.
Заложенное в нынешней корректировке обеспечение социальных затрат государства характеризуют бюджетную политику Правительства как социально-ориентированную, что крайне актуально в нынешний непростой период и окажет позитивное влияние на положение незащищённых слоёв общества.
Фракция «Ак жол» поддерживает эти подходы и отмечает их безусловную необходимость.
В то же время вынуждены отметить, что для реализациистоль нужных социальных программ госорганы вынуждены в очередной раз увеличивать размер гарантированного трансферта из Национального фонда.
Несмотря на выполнение условия по неснижаемому остатку средств в Национальном фонде до 30% от прогнозного значения ВВП,считаем необходимым отметить, что такие расходы должны покрываться за счет инвестиционных доходов Национального фонда, не затрагивая его накопительной части. Такова практика зарубежных стран, имеющих аналогичные фонды.
Однако,в представленном прогнозе параметров Национального фонда на 2019 год, мы наблюдаем снижение инвестиционных доходов от управления фондом. Простой расчёт запланированной доходности в 640 млрд тг от 21 трлн 500 млрд накоплений показывает доходность на уровне 3%, причём это расчёты в тенге, как они представлены в проекте бюджета.
Мы понимаем, что основной задачей является сохранение средств Нацфонда для будущих поколений. Но поверьте, многие успешные казахстанские предприятия были бы рады получить инвестиции под такие проценты и даже в 2-3 раза дороже. Потому что банковские кредиты просто несопоставимы с такими условиями.
Заложенные параметры вызывают вопросы об эффективном управлении средствами фонда и надеемся, что новое руководство Национального банка изучит пути повышения доходности Нацфонда, и в том числе - возможность инвестирования части средств в успешные предприятия, доказавшие свою эффективность в национальной экономике Казахстана.
Второй момент. Все мы понимаем, что масштабность сегодняшних социальных затрат требует использование Национального фонда, но в таком случае следовало предусмотретьсокращение других статей расходов, что позволило бы экономнее перекрывать возникшую потребность. Однако,расходная частьбюджета в разрезе министерств не предусматривает снижения бюджетных расходов.
Ещё более важным полагаем обеспечение затрат бюджета за счёт роста экономики, увеличения её производительности, повышения доходов бизнеса и расширения налогооблагаемой базы.
На существующие резервы в данном направлении неоднократно указывал Нурсултан Абишевич, говоря о необходимости обеспечить роль малого и среднего бизнеса в регионах, развитии современных обрабатывающих производств, поддержке частного предпринимательства и использовании конкурентных преимуществ национальной экономики.
Надеемся, что новый состав Правительства примет эти задачи на вооружение.
В этой связи весьма важным является выделение дополнительных средств на поддержку реального сектора экономики общим объемом 312.4 млрд.тг., что несомненно поддерживается фракцией ДПК «Ак жол».
Следует отметить выделение в рамках проведения «Года молодежи» целевых средств на поддержку молодежного предпринимательства – 10,7 млрд. тг.
Молодежный бизнес должен рассматриваться в качестве существенного сегмента малого предпринимательства. Ведь именно он будет определять облик нашей страны уже через 10 лет, от него будут зависеть темпы экономического роста и развития нашей страны завтра.
Таким образом, молодёжное предпринимательство должно стать специальным направлением развития малого и среднего бизнеса.
Особые ожидания фракция «Ак жол» связывает с созданием фонда прямых инвестиций на базе МФЦА.
Это один из наиболее современных способов финансирования перспективных инвестиционных проектов и привлечения средств в реальный сектор экономики. Помимо того, что ФПИ (фонды прямых инвестиций) призваны обеспечивать максимальную доходность для инвесторов, действие их финансового механизма связано еще, как минимум, с двумя важными факторами: предпринимательскими компаниями и государством.
Реализация Фонда прямых инвестиций на платформе МФЦА даст предпринимателям возможность привлечь фондирование на прозрачных рыночных условиях, помимо дорогостоящего банковского кредитования.
Для государства здесь имеет значение вовлечение и расширение частных инвестиций, их направленность на развитие высоких технологий и коммерциализацию инноваций, рост научно-технического потенциала страны.
В целом, учитывая социальную направленность рассматриваемого бюджета, фракция ДПК «Акжол» считает возможным поддержать рассматриваемый проект бюджета на 2019-2021 годы.