Фракция «Ак жол» с 2013 года постоянно поднимает в Парламенте вопросы возврата незаконно выведенных капиталов, на эту тему нами были направлены десятки депутатских запросов Правительству, в Генеральную прокуратуру, Агентство по противодействию коррупции и другие правоохранительные органы. Все эти годы данная тема поднималась нами в парламентах Швейцарии, Латвии, Болгарии Европарламента и т.д.
С 2018 года, после появления в Великобритании нормы о «богатстве необъяснимого происхождения», фракция «Ак жол» постоянно добивалась применения аналогичного механизма и в нашей стране.
С 2016 года проблема возврата капиталов и де-оффшоризации является отдельной главой в Политической программе Демпартии «Ак жол».
Поэтому наша фракция категорически приветствует данный законопроект, тем более, что в него вошли ряд положений, выдвигавшихся нами ранее.
Тем не менее, вызывают определённые вопросы «снисходительность» данного законопроекта по отношению к бенефициарам незаконных капиталов.
Это связано и с явно завышенным порогом таких капиталов – от 100 млн.долл, и с возможностью их разоблачённым владельцам избежать ответственности.
Получается, если даже их поймают за руку – они могут вернуть даже не всё, а какую-то часть, и прокуроры должны будут их «понять и простить».
Фракция «Ак жол» считает, что нельзя превратить восстановление справедливости в «охоту на ведьм».
Задачей закона не должно стать поголовное преследование всех предпринимателей, большинство из которых добились успеха благодаря своим идеям и упорному труду.
Особенно если говорить о тех, кто начинал бизнес ещё при советских законах, когда любая деловая инициатива считалась нарушением, а рыночные законы заработали лишь к концу 90-х.
Объектом данного закона должны стать лишь те, кто разбогател не собственным трудом, а на коррупции, злоупотреблениях властью, рейдерстве и захвате чужого бизнеса.
В то же время, такие лица могут оказаться недосягаемыми для данного закона.
Первое. Разработчики предлагают при определённых условиях не наказывать и даже оставлять часть незаконно захваченного имущества тем, кого уличили в нелегальном обогащении на 100 млн долларов и более.
А как тогда быть с Уголовным кодексом, где к коррупционным нарушениям в особо крупном размере (ст.189, 234, 365) относятся преступления свыше 20 тыс.МРП, т.е. более 150 тыс долл.
И уже при этом наступает ответственность от 5 до 15 лет лишения свободы, с конфискацией имущества.
Здесь явное противоречие и по масштабам деяний, и по тяжести наказаний. Получается так, что за кражу велосипеда или мешка муки тебя посадят, а за кражу ста миллионов долларов – войдут в положение и даже позволят что-то оставить себе?
Как говорил известный персонаж в популярном сериале: «Воровать составы с вагонами гораздо безопаснее чем велосипеды».
Может быть, кто-то с этим согласен, но не согласен закон, перед которым все равны.
Поэтому полагаем, что в тех случаях, когда будет установлено, что происхождение незаконных активов связано с рейдерством, захватом чужого бизнеса или хищениями государственных средств – по всем таким случаям должно возбуждаться уголовное производство и проводиться полноценное расследование.
Также считаем завышенным порог в 100 млн долл, предлагаем его снизить до более адекватных параметров.
Второе. Разработчики предлагают создать некий «консультативно-совещательный орган», который после изучения обстоятельств, выносит рекомендации Генеральной прокуратуре о включении в реестр конкретных лиц, обладающих незаконными активами и о принятии мер по возврату их активов.
Между тем, во всем демократическом мире существует институт «парламентского расследования», который обеспечивает всесторонность и публичность рассмотрения дел, связанных с коррупцией в высших эшелонах власти, угрозами государственному строю и иным масштабным проблемам.
И судя по предлагаемому функционалу, более правильным было бы создание вместо безликой «консультативно-совещательной комиссии» - парламентской комиссии по расследованию незаконно выведенных активов, которая бы давала свои предложения генеральной прокуратуре, как и происходит в демократических государствах.
Демпартия «Ак жол» много лет говорит о наделении Парламента правом «парламентского расследования» по масштабным проблемам, имеющим широкое общественное значение, которое позволит обеспечить не только законность, но и прозрачность обсуждаемых вопросов. Возврат капиталов, де-олигархизация общества и экономики относятся именно к таким темам. Поэтому мы предлагаем возложить заявленные функции на комиссию по парламентскому расследованию, куда помимо самих депутатов могли бы войти представители общества и ответственных госорганов.
Так делается во всём цивилизованном мире, давайте же доверять своим политическим институтам.
Нужно признать, что в странах развитой демократии существует определённый скепсис к казахстанским судам и правоохранительным органам. Можно назвать много фамилий, осужденных в Казахстане, в том числе за коррупцию, но которые считаются в странах пребывания успешными бизнесменами или даже «политическими деятелями».
В то же время, в этих же странах большее доверие вызывает институт парламентаризма. Если претензии в отношении коррумпированных лиц будут предъявляться по итогам парламентского расследования, - такие решения будут иметь более высокие шансы встретить понимание и поддержку в зарубежных юрисдикциях.
Третье. Воруя миллионы, всегда есть возможность с помощью ушлых консультантов так спрятать капиталы, что хотя бы часть их будет невозможно обнаружить.
Не случайно сегодня некоторые коррумпированные чиновники идут на самые наглые хищения, будучи уверенными, что несмотря на большие сроки, спустя год-два выйдут по УДО и уедут к спрятанным миллионам.
Поэтому необходимы меры, чтобы выявленные мздоимцы не смогли пользоваться зарубежными «заначками», а были вынуждены возвращать их в Казахстан.
В этой связи мы предлагаем ввести такую ограничительную меру, как запрет на выезд из страны для лиц, осужденных за коррупционные преступления и незаконный вывод капиталов.
Если их лишить возможности уехать к выведенным активам и жить там «на полную катушку», то даже сокрыв их от следствия, но оставаясь в Казахстане, они будут вынуждены возвращать похищенные средства, хотя бы в виде инвестиций.
Демпартия «Ак жол» направила эти и другие свои предложения на рассмотрение рабочей группы.
Мы поддерживаем рассматриваемый законопроект с учётом высказанных замечаний, и призываем коллег дать «зелёный свет» де-олигархизации Казахстана.
Благодарю за внимание.