Выступление депутата Е.Барлыбаева на 'круглом столе' по вопросу субсидирования сельского хозяйства
Уважаемый Бактыкожа Салахатдинович!
Уважаемые коллеги и приглашенные!
Сегодняшнее заседание круглого стола посвящено вопросам субсидирования сельскохозяйственной отрасли. Вопрос всегда актуальный и многогранный, поскольку касается всех субъектов агропромышленного комплекса.
Сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей экономики Казахстана. Уровень развития аграрного сектора всегда выступал и продолжает выступать определяющим фактором экономического и общественно – политического развития казахстанского общества, показателем его стабильности. Являясь одним из приоритетных направлений развития экономики республики, сельское хозяйство располагает огромным потенциалом и большими возможностями.
Однако, в агропромышленном комплексе страны до сих пор имеется ряд недостатков – низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, мелкотоварность сельскохозяйственного производства, финансовая неустойчивость отрасли, недостаточный приток частных инвестиций на развитие отрасли, дефицит квалифицированных кадров и т.д. Помимо этого в результате финансового кризиса пострадала инвестиционная привлекательность отрасли.
Учитывая данные обстоятельства, а также тот факт, что от уровня развития сельского хозяйства зависит продовольственная безопасность страны, все развитые страны мира идут на субсидирование сельского хозяйства, на возмещение прямых затрат сельхозпроизводителей. Это делают и богатейшие, высокоразвитые страны мира, такие как США, ФРГ, Канада и другие, где размер дотаций рассчитывается на гектар угодий или на единицу произведенной продукции. При этом, размер указанной субсидии в Европе и Америке в разы больше, чем в Казахстане. К примеру, в ЕС уровень господдержки в расчете на 1 гектар пашни составляет 855 $, Финляндии – 500 $, США – 107 $, Канаде – 83 $, в Казахстане аналогичный показатель равен 7,5 $. К уровню произведенной сельхозпродукции страны дотации сельхозпроизводства выглядят следующим образом: США – 30%, Германия – 50%, ЕС – 30%, Республика Беларусь – 18 %, Российская Федерация – 10%, Казахстан – около 4%. То есть, необходимо понимать, что субсидирование сельского хозяйства – это просто экономическая необходимость, к тому же для нашей страны, тесно вплетенной в мирохозяйственные связи, являющейся членом Евразийского экономического союза и ставшей в прошлом году официальным членом ВТО.
Чтобы обеспечить конкурентные условия для отечественной продукции на внутренних и внешних рынках, особенно в условиях ВТО, необходимо иметь уровень внутренней поддержки сельского хозяйства адекватный или приближенный тому уровню, который имеется хотя бы у наших основных торговых партнеров, у России и Белоруссии. То есть говорить в данном случае о равных условиях рынка и конкуренции не приходится.
Как вам известно, в прошлом году Министерство сельского хозяйства анонсировало предстоящее реформирование системы субсидирования сельского хозяйства, данный вопрос был обсужден на различных диалоговых площадках, в том числе и на местах. Вместе с тем, с регионов нашей страны, а также от отраслевых ассоциаций и сельхозтоваропроизводителей продолжают поступать обращения относительно дальнейшей судьбы отдельных направлений государственной поддержки, в особенности погектарной субсидии и субсидии на повышение продуктивности и качества продукции животноводства, хотя Закона об отмене субсидии нет.
В настоящее время ситуация в сельхозпроизводстве нашей страны достаточно тревожная. Большинство хозяйств находятся в предбанкротном состоянии, испытывают острый дефицит в оборотных средствах. А ведь для многих гектарная субсидия являлась доступным источником финансовых ресурсов, обеспечивала их каждодневные затраты.
С созданием единого рынка резко возрастает потребность во внедрении современных агротехнологий. Так как у большинства отечественных сельхозтоваропроизводителей отсутствуют финансовые ресурсы для новаций, мы рискуем вообще впасть в рецессию.
Здесь уместно будет вспомнить слова Президента Казахстана: «Производительность труда в сельском хозяйстве у нас самая низкая и составляет около трех тысяч долларов на одного занятого в год. В то время как в развитых странах этот показатель составляет 50–70 тысяч долларов. Вот где перспективы роста для села».
Сегодня часто подчеркивается, что ключевым драйвером экономического роста может стать аграрный сектор. АПК трансформировался в приоритетную сферу развития экономики и потенциальную экспортную альтернативу энергоресурсам. О поставках мяса, органического продовольствия на внешние рынки сейчас говорится больше, чем про нефть или уран.
С другой стороны, есть и экономические факты. По итогам прошлого года сельское хозяйство показало рост 4,4% - в три с половиной раза быстрее общего роста экономики. Именно аграрный сектор остается сейчас одним из немногих, позволяющих надеяться на общий рост ВВП на фоне промышленности, а также сферы услуг, стремительно теряющих темпы роста.
Поэтому оказание господдержки, адекватной потребностям аграрного сектора экономики, имеет исключительно важное значение.
Стоит отметить, что с принятием Закона «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» были определены основные направления государственной поддержки, и в сельское хозяйство начали поступать реальные деньги. На сегодняшний день благодаря поддержке государства по пшенице мы входим в десятку мировых экспортеров, занимаем первое место по экспорту муки. Относительно недавно, реализуя задачу диверсификации в растениеводстве и обеспечения потребностей в кормах в животноводстве, увеличился размер субсидий, выплачиваемых на 1 гектар, по масличным культурам. В итоге в последние годы отмечается рост валового сбора таких культур.
Вроде результат налицо, однако теперь мы говорим, что это неправильно, финансировать на гектар не надо, это дестимулирующая субсидия, пусть покупают технику, повышают уровень технической оснащенности. При этом, министерство основным аргументом отказа от гектарной субсидии называет трудности в администрировании, приписки на местах и физической невозможности реализации данных норм.
Никто не против обновления основных средств, это тоже важно и нужно. Но вести непоследовательную политику в субсидировании – это, как минимум, недальновидно. Люди поверили государству, начали выстраивать свои бизнес-планы согласно утвержденным нормативам, теперь многие в замешательстве, просто элементарно не знают, что делать дальше, какую культуру сеять и вообще стоит ли засевать.
И здесь необходимо отметить важность определения долгосрочной стратегии государственной политики субсидирования, через которую возможно будет регулировать и виды, и объемы производимой сельхозпродукции, необходимость чего, я думаю, никем не ставиться под сомнение. Самое главное такой подход будет отвечать особенностям ведения агробизнеса, как высоко финансово-затратного, имеющего большие сроки окупаемости.
Кроме того, актуальным в целом вопрос развития финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса. В настоящее время поддержка отрасли в основной своей массе осуществляется посредством деятельности финансовых организаций, входящих в АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро». Также кредитование АПК осуществляется банками второго уровня, но в значительно меньшей степени. Однако большинство фермеров не могут рассчитывать на их помощь, поскольку не отвечают требованиям данных организаций в части наличия залоговой базы, ликвидных фондов и отдаленности банков второго уровня.
В этой связи, целесообразным представляется создание в Республике Казахстан специализированного аграрного банка, задачами которого должны стать стабильное, долгосрочное финансирование отраслей АПК, создание условий для их устойчивого развития.
Также не последнее место в привлечении финансовых средств в агропромышленный комплекс должно отводится государственно-частному партнерству, которое предполагает объединение усилий государства и бизнеса для достижения целей развития отрасли.
Кроме того, для улучшения управления и оптимизации процессов предоставления субсидий необходим их перевод в автоматизированную форму. Процессы планирования субсидий, мониторинга, учета, контроля и анализа станут более прозрачными и эффективными по опыту Российской Федерации.
В целом, логика дальнейших экономических преобразований в аграрной сфере требует перехода на качественно новый уровень роста при рационализации мер государственной поддержки. В связи с чем, требуется концептуальное определение стратегии финансовой поддержки аграрного сектора.
При этом, увеличение объемов такой поддержки будет способствовать росту производства и экспорта сельскохозяйственной продукции, а также росту реального ВВП. Это проявится в увеличении добавленной стоимости, доходов и занятости в аграрном секторе.
Таким образом, перед нами стоит большая и ответственная задача - поднять аграрный сектор экономики на качественно новый уровень развития и, тем самым, обеспечить его высокую конкурентоспособность, что особенно актуально в условиях экономической интеграции страны с Россией, Белоруссией, Кыргызстаном и Арменией, а также ВТО.
В целом, хотелось бы отметить, что предлагаемые министерством меры по совершенствованию системы субсидирования требуют более глубокой и всесторонней проработки, детального и ответственного подхода к последствиям таких преобразований, учета мнений всех заинтересованных сторон, в том числе и мелких сельхозтоваропроизводителей, поскольку напрямую влияют на результат деятельности всех субъектов агробизнеса.
Спасибо за внимание.