Выступление на обсуждении Отчёта Правительства и Счетного комитета об исполнении бюджета за 2012 г. (пленарное заседание Мажилиса 30 мая 2013 года)
Фракция 'Ак жол' сочла работу Правительства неудовлетворительной
и отказалась поддержать отчет об исполнении бюджета
А.Перуашев
Выступление на обсуждении Отчёта Правительства и Счетного комитета об исполнении бюджета за 2012 г. (пленарное заседание Мажилиса 30 мая 2013 года)
Уважаемый Нурлан Зайроллаевич! Уважаемые коллеги!
В своём выступлении я хотел бы изложить позицию фракции ДПК «Ак жол» по исполнению бюджета 2012 года.
1. Доходная часть
Основные показатели доходов бюджета, представленные в отчете Правительства, выглядят достаточно пессимистично, и, по сути, свидетельствуют об экономическом спаде.
Так, с учетом инфляции объем промышленной продукции уменьшился на 2%, сельского хозяйства на 20%, торговли почти на 6%, связи на 4%. Наблюдается только рост объемов услуг в строительстве и транспорте, и то крайне незначительно - на 1,5-2%.
Поступления от импорта в сравнении с 2011 г. увеличились на 11%, тогда как поступления от товаров и услуг внутреннего производства снизились на 8%.
Эти данные однозначно говорят о свертывании реального сектора и возрастании импортозависимости внутреннего рынка.
Об этом свидетельствуют и другие данные. Так, за последние четыре года число действующих юридических лиц сократилось на 17%, индивидуальных предпринимателей на 10,5%.
Как указывается в Отчете Счетного комитета, поступления от крупных налогоплательщиков в 2012 г по сравнению с предыдущим годом снизились на 21% (336 млрд.тг), а по 12 из них сумма возврата по НДС из бюджета превысила сумму уплаченных ими же в бюджет налогов на 23,0 млрд. тг.
Также вызывает вопросы уровень налоговых поступлений от банков второго уровня, которые по всей системе (21 БВУ) составили лишь 59 млрд.
Только по АО «БТА банк» провизии по сомнительным долгам на 1.01.2013г. по данным Счетного комитета равнялись почти 17 трлн.тг., их вычет из налогооблагаемого дохода означает недоплату по КПН порядка 3,376 трлн. тг. Для сравнения, по данным Счетного комитета льгота по НДС для сельхозпереработчиков (которую предлагается отменить), приводит к недоплате налогов в бюджет в размере менее 7 млрд. тг. Получается, на одном только БТА-банке при существующей модели налогообложения, бюджет теряет почти в 500 раз больше, чем на всем сельском хозяйстве, пищевой и лёгкой промышленности, вместе взятых.
В этом свете весьма сомнительными выглядят предложения Минфина об отмене налоговых льгот для малого и среднего бизнеса, общую стоимость которых (в рамках реального сектора) можно оценить на уровне 246 млрд. тг. Эти цифры в 7 раз меньше потерь бюджета от одного только банка БТА, при том, что системная роль малого и среднего бизнеса в экономике неизмеримо выше любого отдельного банка.
Поэтому существующие диспропорции в налогообложении банков и сырьевого сектора нуждаются в кардинальной переработке.
Необходимо также серьезно повысить степень корректности представляемой в отчете статистики, поскольку искажение приводимых данных в конечном итоге создает ложные посылы в бюджетной политике. Например, в отчете Счетного комитета указывается, что в результате деятельности лжепредприятий и их контрагентов сумма недопоступивших налогов в бюджет составляет 63,0 млрд.тг. В тоже время на запрос нашей фракции в сентябре прошлого года, Минфин ответил, что сумма начисленных налогов по результатам налоговых проверок контрагентов лжепредприятий за шесть месяцев 2012 г. составила лишь 0,7 млрд.тг.
Методологическая «ловушка» здесь в том, что налоговики включают в сумму ущерба от лжепредприятий недоимки по КПН и НДС методом досчёта на их контрагентов, и уже на контрагентов их контрагентов из числа добросовестных предпринимателей, которых никто виновными не признавал.
Между тем, взысканию в бюджет должны подлежать налоговые платежи, неуплаченные самими лжепредприятиями. Имея в виду тот факт, что подавляющее большинство лжепредприятий действуют в форме ИП и применяют специальный налоговый режим (СНР), взысканию в бюджет с них подлежит менее 2 млрд, что как раз и соответствует вышеуказанной тенденции в ответе Минфина.
Поэтому искусственное «раздувание» цифр (с 2 до 63 млрд.) скорее имеет целью воздействие на общественное сознание в рамках дискуссии по отмене лжепредпринимательства, но не отражает реальную картину.
Я говорю об этом не случайно. Методологические ошибки в оценке причин падения доходности бюджета приводят к таким же ошибкам и в оценке необходимых мер по её обеспечению. В частности, предлагается обеспечить увеличение платежей в бюджет мерами ужесточения налогового администрирования.
Можно однозначно утверждать, что этот посыл неверный. Партия «Ак жол» считает что происходит подмена здорового администрирования близоруким и некомпетентным давлением на бизнес. Например, поступления от штрафов выполнены на уровне 145%, или в 1,5 раза выше ожидавшихся! Фактически, штрафы подменяют грамотную фискальную политику! Это не экономика доходов, а экономика штрафов!
Создаётся порочный круг, когда непрофессиональные действия госорганов сокращают налогооблагаемую базу, для возмещения потерь по которой они же кратно усиливают неправовой прессинг на оставшийся бизнес, что ведёт к двойному налогообложению, нерентабельности и закрытиям, а круг повторяется. Но так не может продолжаться до бесконечности!
И это при том, что в правительстве созданы целый ряд министерств и ведомств ответственных за сбалансированную экономическую, индустриальную и фискальную политику, поддержку и защиту частного бизнеса на национальном уровне и в регионах.
Мы уверены, что главным условием повышения доходности бюджета должны быть не штрафы, а расширение налогооблагаемой базы за счёт массового появления новых предпринимателей и создания условий для повышения доходности МСБ.
2. Расходная часть
Теперь об исполнении расходной части бюджета.
По нашему мнению, главной целью правительства должно быть не расходование средств бюджета само по себе, а рост экономики и улучшение жизни рядовых казахстанцев.
В 2012 г. 219 млрд. тг., по оценке Счетного комитета, были использованы неэффективно.
Например на реализацию мероприятий ГПФИИР в 2012 г. выделено 842 млрд.тг или 14% от всех расходов бюджета.
Вроде бы такие колоссальные затраты должны давать адекватный эффект. Но мы видим прямо противоположный результат: индекс физического объема промышленной продукции снизился более чем на 3% (со 103,7 до 100,5%). Индекс физического объема продукции обрабатывающей промышленности – упал на целых 7% (с 107,7% до 100,7%).
При всех триллионных затратах из бюджета, доля обрабатывающей промышленности в ВВП застряла на уровне трёхлетней давности. Количество рабочих мест в обрабатывающей промышленности также не изменилось.
Счетным комитетом сделан однозначный вывод, что средства, направленные на модернизацию экономики, не оказали влияния на ее диверсификацию.
Другой пример: в реализации Программы занятости-2020 установлены нарушения на сумму 39 млрд.тг (45%). Несмотря на многомиллиардные вливания в эту программу, по данным Счетного комитета в 2012 г. отмечен рост безработицы на 32 тыс.чел., что в два раза выше по сравнению с предыдущим годом.
Получается, программа занятости, как и ГПФИИР, даёт обратный эффект: 90 млрд.тенге чиновники потратили, а безработных стало только больше. Может, тогда лучше вообще на эти программы денег не выделять?
В отчете Счетного комитета таких примеров, когда бюджетные средства растворяются без какой-либо отдачи – огромное множество. Однако оценка эффективности исполнения бюджета продолжает вестись по степени освоения финансовых средств. С точки зрения отчётности всё не так уж и плохо: деньги осваиваются, отчёты отправляются. Но влияние этих затрат на экономику, на условия бизнеса и жизнь простых людей – самое минимальное.
Но так не бывает в природе: если бюджетные средства выделены и освоены, значит - они где-то должны появиться - или в виде новых производств и рабочих мест, или в другом месте, например на Кипре, Вирджинских островах или в других оффшорных зонах. Это не я говорю, а физический закон сохранения материи.
Сегодня нам предложено произвести «корректировку» бюджета. Но трудно назвать «корректировками» неоднократные пересмотры с отклонениями до 20%. Вообще-то это полноценный секвестр.
Таких секвестров не было даже в разгар кризиса в 2008-2010 г.г. Поэтому он очень негативно характеризует профессиональную компетентность (а точнее, некомпетентность) тех, кто его планировал и исполнял.
***
Суммируя вышесказанное, фракция ДПК «Ак жол» требует:
1. Основной оценкой эффективности деятельности Правительства сделать достижение целевых показателей программ в текущем режиме. Например, в ГПФИИР следует предусмотреть увеличение доли обрабатывающей промышленности в ВВП не только к 2015г (не менее 12,5%), но и ее конкретный ежегодный прирост (например -2,5%).
2. Аналогичным образом, в бюджете должны указываться и отслеживаться результаты использования трансфертов из Национального фонда.
3. Программы с неисполненными два года подряд индикаторами должны закрываться для пресечения бессмысленных трат. Их администраторы должны привлекаться к ответственности вплоть до увольнения с руководящих должностей, без права возврата на госслужбу.
Пусть рискуют не государственными деньгами, а учатся зарабатывать собственные средства в конкурентной среде.
Как известно, законы менеджмента едины. Правительство должно понимать, что за нынешней дискуссией вокруг бюджета менеджеры частного бизнеса вынуждены следить с нарастающим удивлением. Ни один совет директоров, ни одно собрание акционеров не утвердило бы подобный отчет исполнительного правления частной компании. Конечно, государство, в отличие от бизнеса, не имеет цели просто зарабатывать деньги, у него есть и масштабные социальные задачи.
Но это не снимает обозначенных партией «Ак жол» вопросов к Правительству.
Спасибо за внимание.