Уважаемые коллеги. Прежде всего позвольте общий комментарий.
Данный законопроект (проект поправок в Налоговый кодекс) был разработан Правительством и внесён в Мажилис до мирового обвала цен на нефть, очередной девальвации тенге и пандемии коронавируса.
Поэтому он не учитывает кардинальных перемен в жизни и экономике, произошедших буквально за месяц.
Прежде всего, по моему мнению и фракции «Ак жол» в целом, это касается нецелесообразности ужесточения налогового администрирования, хотя эти меры составляют чуть ли не основное содержание законопроекта.
Мы видим, что в условиях Чрезвычайного положения Правительство идёт на многие важные и нужные шаги. В целом выражаем поддержку и солидарность этим действиям.
В то же время, некоторые решения вызывают непонимание и критику в обществе. Так, с одной стороны, в рассматриваемом законопроекте Правительство «закручивает гайки», а с другой – вчера освободило от акцизов производителей бензина и дизтоплива на экспорт.
Неужели это важнее хлеба, молока, овощей, мяса или детской одежды? Фракция «Ак жол» с 2012 года предлагает ввести пониженные ставки налогов для социально значимых товаров – но госорганы все эти годы упорно не хотели их поддерживать. Это решение тоже было принято, но только теперь, и лишь на срок ЧП. А для нефтяных гигантов, оказывается, есть возможности не просто снизить, а вообще отменить вид налога.
Я хочу официально заявить, что Демократическая партия «Ак жол» и наша фракция не согласно с этим решением. Только недавно в Послании Президент Токаев говорил, что налоговые льготы должны получать встречные шаги со стороны бизнеса. Где встречные шаги по этим товарам? Цена на нефть упала в 3 раза, но разве бензин подешевел для людей? Нет.
Почему же Правительство его освобождает от акциза, да ещё на экспорт, а не для внутреннего рынка? Если мы чего-то не понимаем – прошу представителей Правительства ответить на эти вопросы.
И очень показательно, что в то же время, закрывшимся из-за потери доходов индвидуальным предпринимателям отказывают в получении пособия в 42 тыс тг, потому что они не сдали отчётность. Слушайте, людям нечем кормить детей. С отчётнотью успеете разобраться, и оштрафовать, когда ИП снова заработает. А сейчас – помогите людям, это наши граждане.
Вот кому нужно действительно помогать.
Мы просим госорганы в нынешних условиях отойти от бюрократии, начать срочно выплачивать помощь нуждающимся. Разбираться будем потом, и если кто-то смошенничал – давайте ужесточим наказание.
Но от этого не должны страдать все.
Наши замечания по законопроекту вам розданы в проекте Заключения комитета. Позвольте остановиться только на некоторых из них.
Так, Правительство предлагает ввести вознаграждение лицам, сообщившим о неприменении контрольно-кассовых аппаратов предпринимателями. Мы категорически возражаем против такой нормы. Сейчас налоговики обязали применять ККА весь малый и микро бизнес. Между тем, есть зоны, где эти аппараты не работают из-за отсутствия или слабого интернета. Кроме того, это призыв гражданам выслеживать малый бизнес и писать на него доносы. Считаем такой призыв крайне опасным, с учётом национальной истории.
Другое нововведение даёт право налоговикам останавливать выписку счетов-фактур в случае неисполнения уведомления по камеральному контролю. Что такое камеральный контроль? Это наблюдение со стороны, без изучения всей информации. Очень часто предприниматели оспаривают такие уведомления и добиваются их пересмотра. Почему же теперь Правительство хочет по ним останавливать работу предприятий?
Мы против этой нормы, и считаем, что она несёт высокие коррупционные риски.
Отдельная тема – сроки исковой давности. Напомню, только после многократных требований фракции «Ак жол», Правительство в прошлом году пошло на сокращение срока с 5 до 3 лет, как давно сделано во многих странах, включая ЕАЭС. Но теперь, задним числом, предлагает ограничить его применение только с текущего года, хотя 3-летняя давность подразумевает, что с 2020 года можно оспаривать налоги не позже, чем с 2017 г. А налоговики хотя по-прежнему проверять с 2015 г., что однозначно ухудшит положение предпринимателей. Мы предлагаем исключить эту норму. При принятии решения о 3-летнем сроке все вопросы были обсуждены, и неправильно сейчас пересматривать то, что облегчило жизнь бизнесу. Тем более в нынешних крайне драматических условиях, когда непонятно, кто из предпринимателей перенесёт эти потрясения, а какой бизнес просто не выживет.
Именно поэтому мы предлагаем рассматривать данный законопроект, учитывая происходящие события и изменения. Нужно исходить из того, что экономический спад не окончится даже после пандемии, а будет иметь долгосрочный эффект, это уже очевидно. Наша страна, как и весь мир, вступила в эпоху неопределённостей и внезапных ударов, как по экономике, так и по уровню жизни миллионов граждан.
Поэтому госорганам нужно особо бережно относиться к тем, кто формирует доходную часть бюджета и содержит рабочие места, беречь и бороться за каждого человека и каждого налогоплательщика.
Принимаемые Президентом и Правительством шаги показывают готовность государства идти на радикальные и нестандартные решения. Например, была введена пониженная ставка НДС (8%) на социальные товары, о чём я говорил выше. Такого права нет в Налоговом кодексе, но Правительство пошло на него в рамках ЧП. Поэтому эта норма принята временно, а мы уже десяток лет предлагаем внести её в Кодекс о налогах, как обычную практику. Такая практика уже многие годы применяется в Есропейском союзе, странах ОЭСР, даже в России. И она стала бы важным фактором «Экономики простых вещей», помогла бы обеспечить потребительский рынок собственными товарами и снизить зависимость уровня жизни от импорта и курса валют. Партия «Ак жол» повторно вносит поправку о пониженных ставках НДС для приоритетных отраслей (пищевая, лёгкая промышленность, машиностроение) и просит коллег поддержать эту инициативу.
Кодекс о налогах должен учитывать опыт нынешней ситуации, быть максимально гибким для реагирования на нужды общества и сохранения налогооблагаемой базы в любых условиях.