24
Июнь

«Каждый отчетный месяц люди останутся без зарплаты» - Азат Перуашев раскритиковал Даленова за повышение налогов на рядовых граждан и льготы для банков

Выступление А.Перуашева в ходе обсуждения законопроекта по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата

На данном этапе, в целом поддерживая документ, фракция «Ак жол» считает необходимым указать на ряд своих принципиальных возражений по поводу некоторых новелл, предлагаемых Правительством.

Так, всеобщее декларирование действительно может стать эффективным механизмом борьбы с коррупцией. Мы поддерживаем его введение.

Однако нельзя забывать, что это социально-чувствительная мера, поэтому необходимо создать справедливую и удобную процедуру декларирования для населения.

В частности, предлагается определение дохода граждан т.н. «косвенным методом», т.е. путём примерного досчёта, если доходы не соответствуют расходам. Но при этом не предусмотрены эффективные процедуры защиты законных прав граждан, особенно учитывая драконовский опыт применения косвенного метода к предпринимателям.

Далее, разработчики предлагают вычеты из доходов физических лиц на ипотеку, лечение и обучение округлить в сторону уменьшения со 118 МРП до 100 МРП, что составит увеличение налогов на одного человека более чем на 150 тыс.тг.

Между тем, медианный размер средней зарплаты в январе т.г. составлял  112 тыс. тенге, а модальный (т.е. самый распространённый размер з/п) – вообще 58 тыс.тг.

Это означает, что налоговые органы, помимо текущих налогов, у большинства населения будут забирать одну из 12 месячных зарплат в году. 11 месяцев человек будет жить, а отчётный – сидеть на голодном пайке.

И это не шутка.

Такие подходы однозначно нуждаются в переработке.

По налоговому администрированию - законопроектом расширяется обязательное применение электронных счетов-фактур. Согласно МСФО такими документами, подтверждающими расходы, служат контракты на поставку, акты приема-сдачи, счета на оплату, товарно-транспортные накладные и приходные ордера. В соответствии с новыми поправками расходы должны будут дополнительно подтверждены наличием счета-фактуры в электронном формате.

Для бизнеса это означает необходимость дополнительных бухгалтеров,  которые будут не только вести, но и отслеживать всю динамику и данных счетов, поскольку у активных компаний количество сделок может исчисляться сотнями и тысячами.

Месяцем ранее мы вроде договорились с разработчиками, что эта методика имеет смысл только для госзакупок и квазигоссектора, как антикоррупционная мера. Но теперь они передумали, и ограничивают применение ЭСФ только размерами сделок. Но зачем бизнесмену вести такую двойную отчётность, если интересы государства не затрагиваются?

Кроме того, в группу риска попадут предприниматели, не имеющие доступа к скоростному интернету, т.е. прежде всего сельхозтоваропроизводители.

В аналогичном ключе идёт спор по сроку давности, который в позапрошлом году был утвержден как 3-летний, но теперь налоговики хотят для сделок, заключенных до текущего года, оставить 5-летний срок. Это чистая манипуляция законом!

Причём, если налоговики выставили уведомление – то на них вообще срок давности не распространяется. По этому блоку проблем фракция «Ак жол» принципиально не согласна с разработчиками и будет требовать учесть законные интересы бизнеса.

Также вызывают вопросы введение очередных налоговых льгот для банков, без внятной выгоды для государства, хотя президент К.Токаев в Послании потребовал обуславливать любые льготы встречными обязательствами. Поэтому мы ждем не просто разъяснений, а официальных экономических расчётов - какую конкретно выгоду получат экономика и государство от новых льгот банкам, учитывая, что деятельность последних полностью освобождена от налогообложения и непрозрачна для общества, а все меры их поддержки связаны с использованием средств государства.

Такая мера выглядит тем более неприемлемо на фоне усиления налогового давления на рядовых граждан, о котором я сказал в начале выступления.

Учитывая ряд позитивных решений в законе, фракция ДПК «Ак жол» может поддержать его в первом чтении при условии концептуального пересмотра указанных проблем и выработки приемлемых и справедливых подходов.