21 октября 2020 года, пресс-служба Демократической партии Казахстана «Ак жол»
Наибольший удельный вес в доходах республиканского бюджета традиционно занимают налоговые поступления (95,8%). При этом в 2021г. 42% прироста по КПН предполагается получить за счет улучшения налогового администрирования и уточнения расчетов по факту 6 месяцев в 2020г., 59,5% процентов прироста НДС на произведенные товары, работы и услуги на территории республики - за счет уменьшения сумм возврата НДС, улучшения налогового администрирования и уточнения расчетов. По НДС на импортируемые товары на территорию РК только 30% прироста будет обусловлено увеличением объемов импорта, а львиную долю предполагается получить за счет улучшения налогового администрирования и роста курса тенге к доллару США.
Все эти цифры свидетельствуют, что основной потенциал роста основывается преимущественно на административных факторах, которые, в свою очередь, могут создать существенные риски для нормальной деятельности предприятий и замедлить процессы восстановления экономики.
По целому ряду государственных программ проект республиканского бюджета продолжает демонстрировать отсутствие конечной ориентированности на пополнение доходной части бюджета.
Так, несмотря на многомиллиардные затраты на финансирование мероприятий в рамках госпрограммы инфраструктурного развития «Нурлы жол» ими до сегодняшнего дня не обеспечено какой-либо адекватной экономической отдачи. Более того, ввиду отсутствия финансово окупаемой модели деятельности АО «НК «КазАвтожол» и наличия права привлечения неправительственных займов под правительственные гарантии в плановом периоде прогнозируется погашение и обслуживание долга компании в объеме 162 млрд.тг. за счет средств госбюджета.
На наш взгяд, также является недопустимым финансирование за счет целевого трансферта из Нацфонда мероприятий АО «Национальная компания QazExpoCongress» в размере 3 млрд.тг., поскольку целью является использование объектов компании для проведения международных встреч и создание условий для появления якорных арендаторов.
Особое место в восстановлении экономического роста сегодня отводится программам ДКБ и ЭПВ. По состоянию на 4 сентября в рамках программы «Экономика простых вещей» банками выдано 604 займа на сумму 315,7 млрд тенге. по Программе льготного кредитования субъектов МСБ, пострадавших от введения чрезвычайного положения удовлетворено 2,5 тыс. заявок на 353,1 млрд тенге. Но в целом это пока обеспечивает участие в программах только около 2% активно действующих предприятий МСП.
В указанные программы в текущем году внесен целый ряд весьма позитивных и своевременных изменений. Однако, в целом не было реализовано концептуальное переформатирование подходов к отбору инвестиционных проектов и самого процесса администрирования с учетом современных вызовов, обусловленных COVID-19. А это новые технологии, цифровизация и онлайн-платформы. Именно они сыграют решающую роль в создании новой архитектуры посткоронавирусной экономики.
К сожалению, эти тенденции не нашли должного отражения в построении системы индикаторов программ поддержки предпринимательства в рамках рассматриваемого бюджета.
В целом, принимая во внимание, что рассматриваемый проект республиканского бюджета на 2021-2023 годы отвечает задачам стабилизации социально-экономической ситуации в стране с последующей ориентацией на восстановление экономического роста, фракция «Ак жол» считает возможным поддержать данный законопроект с учетом высказанных замечаний.