Уважаемый Нурлан Зайруллаевич, уважаемые коллеги.
О положительных сторонах законопроекта подробно рассказали предыдущие докладчики.
Фракция демократической партии «Ак жол» поддерживает концепцию предложенного документа.
Надеемся, что его реализация позволит снять наиболее острые проблемы предпринимательства. Это особенно необходимо в период пост-кризисного восстановления экономики и бизнеса.
И очень важно, что разработчики сосредоточились именно на вопросах регулирования, так как именно в данной сфере на сегодня сосредоточены основные проблемы предпринимателей.
Поскольку о позитивных инициативах проекта закона изложили наши коллеги из правительства, я хотел бы остановиться на тех вопросах, которые очень беспокоят предпринимателей и мешают бизнесу нормально работать.
К сожалению, разработчики не предусмотрели эти вопросы в законопроекте, но мы считаем необходимым их поставить перед правительством и найти решение в этом законе. Потому что, по мнению фракции «Ак жол», этот закон должен решать не только те вопросы, которые считают важными чиновники.
Прежде всего, его задача – дать ответы на проблемы, которые волнуют самих предпринимателей и мешают им работать.
Надеемся, что эти проблемы будут учтены до второго чтения и это станет реальной поддержкой для всей экономики.
Итак. 1) В законопроекте не учтены уроки пандемии и карантинных ограничений. Но именно в этот период, вопреки всем законам, появились так называемые «мониторинговые группы». Их деятельность противоречит Предпринимательскому кодексу и базовым принципам регулирования бизнеса.
И парадоксально, что органы прокуратуры объясняют методы работы этих групп именно тем, что они выходят за рамки закона. На запросы фракции «Ак жол» о незаконности мониторинговых групп, прокуратура ответила, что по закону эти группы не смогут работать. Поэтому им разрешают работать вне закона.
Фактически, два года малый и средний бизнес находился под вне-правовым давлением проверяющих органов, полномочия которых не предусмотрены ни в одном законе. Соответственно, и права бизнеса на защиту были повсеместно нарушены.
В этой связи фракция «Ак жол» предложила разработать закон «О карантинных мерах», который бы регулировал действия госорганов в подобной ситуации и давал возможность предпринимателям защищать свои законные права.
Тем более чем актуальная в нынешней ситуации. Хотя в Казахстане удалось стабилизировать заболевания коронавирусом, в мире острота проблемы не спадает. В соседней России каждый день заражаются около 40 тыс. человек, более 1 тыс человек умирают каждый день.
В Китае закрывают на локдаун новые мегаполисы. Проблемы с транзитом грузов через китайскую границу показывают, что там проблема заражений острее, чем официальные данные. Поэтому актуальность карантинных ограничений не спадает, и в случае ухудшения ситуации, возможно их введение снова. Кроме того, эпидемиологи всего мира предупреждают о появлении в ближайшем будущем всё новых штаммов и видов вирусов.
При этом, по мнению партии "Ак жол", в этой связи, нужно извлечь уроки из двухлетнего внеправового давления на бизнес и урегулировать в законе и порядок действия проверяющих в ситуации карантина, и возможности предпринимателей защищать свои права. Все остальные виды проверок и мониторинга бизнеса, кроме прямо предусмотренных ПК и законом о карантинных мерах, должны быть прямо запрещены.
2) Второе предложение, прямо связанное с первым – составной частью нового регулирования бизнеса должна стать персональная ответственность чиновников за нанесение ущерба предприятиям. Сегодня, даже если предприниматель докажет, что чиновники ему нанесли незаконный ущерб – возмещать этот ущерб будут из бюджета, который формируют своими налогами такие же предприниматели и он сам.
А те должностные лица, кто действительно нарушил закон и незаконно третировал предпринимателя – остаются не при чём. Поэтому так много нарушений и вымогательств с бизнеса, что для чиновников это почти не опасно. Нужно обязать в законе, чтобы ущерб бизнесу возмещал из своего кармана тот начальник, который и нарушил права предпринимателя. Тогда он сто раз подумает, надо ли ему создавать проблемы предпринимателю, или лучше не мешать ему работать.
3) Третье – считаем необходимым в рассматриваемом законе запретить так называемые «пилотные проекты», прежде всего по налоговой и бухгалтерской отчетности в период ограничений для работы бизнеса.
У нас получилось так, что именно в период пандемии налоговые органы устроили эксперименты по введению электронных счетов-фактур, потом – сопроводительных накладных на товар, потом – на маркировку потребительских товаров. Производители и торговцы по всей стране запустили акцию «Белый шар», протестуя против этих экспериментов, им и так сегодня тяжело выживать. На встрече с отраслевыми ассоциациями в офисе демпартии «Ак жол» по этому вопросу, предприниматели сообщали о своём решении закрыться, пока не станет понятной дальнейшая преспектива этих нововведений. Любые эксперименты можно проводить только в условиях, когда экономика и бизнес работают в нормальном режиме, а не когда они на грани разорения.
В рассматриваемом законопроекте есть интересная мера – принцип «one in - two out». Т.е. когда вводится новая мера – должны исключаться две старых. Между тем, в период пандемии госорганы, под видом «пилотных проектов», ввели три новых меры (ЭСФ, СНТ, маркировка), которые дублируют целый ряд старых форм отчётов и даже друг друга. Но ни один вид прежней отчётности не исключили взамен. Какой толк от красивых заявлений, если на практике мы видим прямо противоположные действия?
Фракция «Ак жол» считает, что никакие «пилоты» не должны служить оправданием для экспериментов над еле выживающим бизнесом и его людьми.
4) Четвертое – пандемия и вызванный ею кризис в экономике крайне обострили проблему восстановления платежеспособности предпринимателей и граждан. Тысячи предпринимателей и граждан сегодня не в состоянии оплачивать банковские кредиты. При этом, из-за неадекватно высоких процентов, долги перед банками вырастают до астрономических сумм.
У таких заёмщиков банки изымают залоговое имущество и реализуют по заниженной стоимости. А разницу снова «грузят» на того же должника, и эта разница, даже после изъятия домов и бизнеса, нередко ещё больше суммы самого взятого кредита.
Сегодня мы приняли закон об амнистии к 30-летию Независимости. Это важная и гуманная мера. Но фракция «Ак жол» считает необходимым проявить гуманность не только к осужденным. В гуманности нуждаются и обычные люди, и предприниматели.
Фракция «Ак жол» полагает необходимым защитить тех предпринимателей и граждан, кто не справился с кредитом и отдал залоги, но всё равно остаётся должен банкам и коллекторам. Предлагаем в рамках новой регуляторной политики запретить банкам и коллекторам перекладывать дальнейшие взыскания (помимо изъятых залогов) на остальное имущество и доходы предпринимателей, если они не выставлялись в залог кредита. В любом случае, заложенное имущество оценивается оценщиками и судами в 1,5-2 раза дешевле реальной стоимости, как показала недавняя трагедия в Алматы.
Уважаемый Нурлан Зайруллаевич, уважаемые коллеги.
Всё перечисленное - это острые и системные проблемы, которые волнуют предпринимателей и которые нужно урегулировать в рамках предложенного закона или в сопутствующем законе до второго чтения. Фракция «Ак жол» считает, что законопроект о новой регуляторной политике в сфере предпринимательской деятельности – можно поддержать в первом чтении, с условием доработки до второго чтения по названным направлениям. Благодарю за внимание.