Уважаемый Нурлан Зайруллаевич, уважаемые коллеги.
Фракция Демпартии «Ак жол» обращает ваше внимание, что прогнозируемый рост доходов бюджета до 2024 года, без учета трансфертов, на 97% планируется обеспечить за счёт налоговых поступлений.
Увеличение поступлений планируется, в основном, за счёт «улучшения», а называя вещи своими именами - ужесточения налогового администрирования.
На практике это зачастую приводит к повторному налогообложению добросовестного бизнеса. В последние годы в почте депутатов фракции «Ак жол» такие обращения предпринимателей о произвольном толковании налоговиками своих полномочий при попустительстве судов – стали практически ежедневными.
Избыточное давление фискальных органов на бизнес, аресты счетов, доведение до банкротства ещё вчера успешно работавших предприятий, запугивания предпринимателей и уголовные дела на них – представляют угрозу деловому климату даже сегодня.
Бизнес становится опасным занятием не только для инвестиций, но и для свободы и здоровья предпринимателей.
А намерение госорганов ужесточить эту практику – вызывает серьёзные опасения. Мы убедительно просим Правительство, органы прокуратуры и особенно судебные инстанции не словами, а практическими шагами развеять такие опасения и доказать обратное.
Далее. В налоговых поступлениях значительная доля (44%) приходится на НДС, причём уже на следующий год заложен прогноз роста НДС более 23%. При этом увеличение поступлений по этому виду налогов ожидается за счет роста ВВП, увеличения импорта и опять-таки «улучшения администрирования».
А вот суммы возврата по НДС предприятиям на все годы планируются на одном и том же уровне (720 млрд.тг.)
Но что такое возврат НДС? Это форма поддержки экспорта отечественной продукции.
Сохранение его на одном уровне означает, что Правительство не планирует роста казахстанского экспорта.
Это в корне противоречит политике глобальной конкурентоспособности Казахстана. В нынешнем Послании Президента ставилась задача к 2025 году увеличить экспорт обрабатывающей промышленности в 1,5 раза.
И где эти 1,5 раза, или 50% роста? Судя по возврату НДС - их в прогнозе бюджета просто нет.
Если налоги служат фактически единственным источником бюджета, то нужны меры по расширению налогооблагаемой базы, повышению оборотов и доходности предприятий, использованию не только фискальной, но и стимулирующей роли налогов, а также с появлением новых субъектов предпринимательства.
В частности, демократическая партия «Ак жол» с 2011 года настаивает на введении пониженных отраслевых ставок того же НДС, по примеру стран Евросоюза и ОЭСР. Однако ничего подобного в документе не просматривается.
Проект бюджета предусматривает сокращение неналоговых поступлений до 211 млрд тг., что объясняется снижением доходов от реализации гос.мат.резерва.
При этом не учитывается, что в неналоговые поступления входят и дивиденды на госпакеты акций в квазигосударственном секторе. И эта статья должна была спрогнозирована со значительным ростом, т.к. с 2020 года Правительство обязало квазигоспредприятия направлять не менее 70 % прибыли на выплату дивидендов государству.
Однако вместо этого, при прогнозируемых чистых доходах квазигоссектора в 2022 г. в размере 523 млрд тг, сумма дивидендов запланирована в размере 109 млрд. или 21%. А в 2023 году, при прогнозе чистого дохода 1 трлн 623 млрд.тг, прогноз по дивидендам заложен в 25 млрд. тг или вообще 1,5 %.
Вот где резервы доходов бюджета, вот где нужно Правительству и фискалам проявлять свою принципиальность, а не добивать частные предприятия.
По расходной части бюджета: здесь наблюдается ярко выраженный переток средств в социальную сферу, где с 2021 по 2024 г.г. увеличение составит 2,1 трлн.тг, с одновременным сокращением расходов на реальный сектор экономики на 1,7 трлн тг.
Такой подход вызывает вопросы с точки зрения восполняемости затраченных средств. Социальные затраты – это деньги в одну сторону, которые не генерируют обратного потока в доходную часть бюджета.
Для того, чтобы так резко (в 4 раза!) сокращать финансирование промышленности, АПК, строительства, «Дорожной карты бизнеса», «Экономики простых вещей» и т.д. – нужно быть уверенным, что реальный сектор в стране окреп настолько, что может производить доходность в самостоятельном режиме.
Остаётся открытым вопрос, есть ли у Правительства такая уверенность.
В то же время, так как увеличение расходов на социальную сферу связано прежде всего с ростом зарплаты, полагаем необходимым заметить, что находящаяся в обращении денежная масса должна соответствовать товарной массе. Нарушение баланса денежной и товарной масс имеет неизбежным следствием инфляционные процессы.
Кроме того, в условиях импортозависимости, инфляция всегда дополняется ещё и девальвационными процессами, что сейчас и наблюдается в торговле с Россией, которую председатель Нацбанка недавно назвал «импортом инфляции».
Выход из этой ловушки, в которую наши чиновники попадают каждый год снова и снова, только один: развитие собственного производства потребительских товаров, на что и нацелена программа «Экономика простых вещей».
А Правительство по этой программе и программе «Дорожная карта бизнеса», напротив, урезает 64 млрд.тг по уже запущенным проектам и закладывает увеличение импорта.
Далее. Демократическая партия «Ак жол» на протяжении десятка лет, призывает ограничить слишком вольное обращение со средствами Нацфонда.
За первое полугодие т.г. поступления в Нацфонд сократились в 3 раза (по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.), хотя в нынешнем году цены на нефть бьют многолетние рекорды.
По информации Счетного комитета, в первом полугодии текущего года, расходы из Нацфонда уже превысили поступления в него. Мы проедаем чужие деньги, деньги ещё не родившихся поколений своей страны.
Более того, в 2022 году накопления Нацфонда приблизятся к неснижаемому остатку в 30% к ВВП, а в 2023-24 г.г. ожидается, что они выйдут и за эту черту.
В представленном трехлетнем бюджете заложено поэтапное снижение сумм трансфертов из Нацфонда (с 2 трлн 950 млрд тг, - до 2 трлн. 400 млрд тг). Однако при ежегодных уточнениях бюджета, эта сумма увеличивается почти вдвое (так, на 2021 год размер целевого трансферта был увеличен на 850 млрд. тенге, хотя изначально в бюджете был утвержден 1 трлн. тенге). При этом, в текущем году по результатам проверок Счетного комитета уже выявлено неэффективное использование бюджетных средств на целый 1 трлн.тг.
Уважаемые аудиторы и правоохранители, давайте уже не просто сажать, а, ну не знаю, - руки отрубать, что ли, за такие дела. Образно говоря, конечно. Или не совсем образно.
А прогноз выхода за рамки неснижаемого остатка Нацфонда – мы надеемся, что этот прогноз нужно воспринимать не как планы или «цель» Правительства – а как трезвую и тревожную оценку текущих тенденций, которые необходимо не допустить.
Аналогичным образом хотелось бы воспринимать ситуацию с прогнозом государственного долга, который к 2024 году ожидается в размере почти 32% к ВВП, вместо 27%, допустимых Концепцией бюджетной политики.
К 2026 году ожидается, что долг Правительства сложится в 2 раза больше, чем был в 2020 году (16,6 трлн.тг) до 32 трлн.тг.
Обслуживание госдолга, при лимите в 15% от доходов бюджета, вырастет с 22% в следующем году до 30% в 2024 г.
В этой связи, Демократическая партия «Ак жол» считает необходимым пересмотреть нормативные документы, регулирующие управление средствами Национального фонда, а также порядок привлечения и погашения государственного долга.
Если Правительство закладывает эти негативные прогнозы в качестве предостережения и для мобилизации усилий по предотвращению такого развития событий – мы просим представить план действий в этом направлении.
В целом, Демпартия «Ак жол» предлагает рассматривать и утверждать в парламенте не только бюджет, но и программу действий Правительства на аналогичный период, с тем, чтобы оценивать его работу можно было не по истраченным средствам, а по достижению конкретных задач.
Если же подобные отклонения показателей считаются не опасными и преодолимыми в условиях пост-кризисного восстановления – то необходимо в рамках пересмотра указанных документов нормативно предоставить большую гибкость Правительству, под его политическую ответственность.
Наша фракция выражает убежденность в том, что единственным способом обеспечить решение изложенных вызовов, является реализация принципов рыночной экономики, честной конкуренции и свободы предпринимательства.
Между тем, «узким горлышком» для бизнеса остаётся недоступность и дороговизна кредитных ресурсов.
Мы неоднократно настаивали и продолжаем настаивать на необходимости снижения базовой ставки Нацбанка, для понижения процентов в банках второго уровня и доступного финансирования бизнеса.
Депутаты нашей фракции указывали, что неадекватно завышенная базовая ставка ведёт к нерентабельности собственного производства в Казахстане, увеличению импортозависимости и инфляционным процессам, что мы сегодня и наблюдаем.
В ответ нам заявляют об ущемлении интересов владельцев депозитов – но в действительности, сегодня банки распоряжаются не столько средствами с рынка, сколько государственными деньгами либо средствами квазигоспредприятий. И именно из-за неадекватных процентов, - суммы долгов по кредитам выходят за пределы разумного и приводят к рейдерским захватам предприятий, а семьи выбрасывают из единственного жилья вместе с малолетними детьми.
Параллельно происходит подрыв платежеспособности заёмщиков среди предпринимателей. Не случайно сегодня банки переходят из кредитования реального сектора экономики, - к потребительским кредитам, кредитуя импорт и раскручивая инфляцию. Просто потому что в стране остаётся всё меньше бизнеса с необременённым имуществом и не имеющего проблем с погашением долга.
По данным Агентства по регулированию финансового рынка, на 1 сентября т.г. совокупные активы банков второго уровня составляют 35 трлн тг, из которых на кредиты юрлицам, т.е. экономике, направлены 20,6% (или 7,2 трлн. тг), на кредиты физлицам – 26,3% (9,2 трлн.тг), а 53% активов банка размещены в ценных бумагах и не работают на экономику.
Вот результат политики Нацбанка, когда банкам выгоднее больше половины активов держать в нотах, чем финансировать экономику и производство.
Как уже отмечалось выше, проект бюджета предусматривает значительное снижение средств на поддержку бизнеса.
Но даже при этом некоторые статьи вызывают вопросы.
Например, из 742 млн тг выделенных министерству торговли на продвижение экспорта, 223 млн. тг – планируется потратить на т.н. консультационные услуги. Тогда как на реальную поддержку (такую, как возмещение транспортных расходов), выделено лишь 442 млн тг, при имеющихся заявках от бизнеса на 3.7 млрд тг.
Министерство нацэкономики собирается потратить более 1 млрд тг на консультационное сопровождение и ТЭО проектов ГЧП, при том, что таких проектов всего 6.
И ещё 1,5 млрд. это же министерство хочет выплатить за 10 исследований.
Я официально, от имени своей фракции, убедительно прошу Правительство пересмотреть эти статьи расходов и перераспределить их на более актуальные цели и практическую помощь производству.
Потому что тогда эти деньги ещё не раз вернутся в экономику и налогами, и рабочими местами, и теми же платежами по кредитам.
Уважаемый Нурлан Зайруллаевич, уважаемый Аскар Узакпаевич, уважаемые коллеги.
В своём выступлении я сосредоточился на недостатках законопроекта не потому, что у него нет положительных сторон.
Положительные стороны безусловно есть, о них подробно рассказали докладчики от правительства.
И главным плюсом этого бюджета является его социальный характер, направленность на улучшение жизни людей.
При всей высказанной критике документа, мы понимаем сложность нынешней ситуации для экономики, но в первую очередь – для миллионов наших граждан.
Выбирая между тем, кому отдать предпочтение, бизнесу или людям - приходится быть прагматиками.
Конституция Республики гласит, что высшей ценностью государства является Человек. В полном соответствии с этим, предложенный бюджет отдаёт приоритет повышению доходов людей и качества жизни в обществе.
Мы вынуждены согласиться с таким подходом.
С учетом высказанных замечаний, фракция «Ак жол» считает возможным принять законопроект «О республиканском бюджете на 2022-2024 гг.» и призывает коллег поддержать данный документ.