Премьер-Министру
Республики Казахстан
Мамину А. У.
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Строительная отрасль является одной из важнейших сфер частного предпринимательства и давно играет роль драйвера казахстанской экономики как по вкладу в ВВП, так и количеству занятых, не говоря уже о решении жилищного вопроса или создания новых социальных и промышленных объектов.
Её значение носит настолько системный характер, что такой индикатор, как «Получение разрешения на строительство» служит одним из основных критериев рейтинга Всемирного банка «Doing Business».
Мы с удовлетворением отмечаем, что в прошлом году по этому показателю Казахстан поднялся сразу на 17 позиций и занял 35 место в мире, что очень позитивно характеризует работу Правительства.
Тем не менее, развитие отрасли всё ещё сдерживается отсталыми, грубо говоря – «допотопными» методами регулирования. Можно сказать, что строительный бизнес прорывается через бюрократические препоны и возводит новые объекты не благодаря, а вопреки всему. Не случайно именно здесь, как нигде, сформировались условия для коррупции и вымогательств в отношении предпринимателей, что ведёт к необоснованному удорожанию и нерентабельности проектов.
В этой связи, фракция Демократической партии Казахстана «Ак жол» полностью разделяет критику состояния отрасли Президентом К.Токаевым на расширенном заседании Правительства, 24 января т.г.
Глава государства тогда сказал следующее, цитирую: «Продолжается практика многократного удорожания проектов, есть проблемы в формировании сметной стоимости строительства…. А потом мы удивляемся, почему строительство в Казахстане такое дорогое…
Ежегодно тратим десятки миллиардов только на ПСД!...
Правительству нужно принять безотлагательные меры по кардинальному снижению непродуктивных расходов при формировании сметной стоимости на этапе ее экспертизы (выделено нами – Фракция ДПК «Ак жол»).
Требуется обеспечить прозрачность…, активнее внедрять цифровые технологии, исключающие человеческий фактор.
Прошу Правительство отчитаться по данному вопросу не позднее 1 мая» - цитата окончена.
На правчасе 10 февраля нам сообщили, что Правительство предполагает пойти по пути типового проектирования и повторного применения проектных решений с привязкой к местности. Этот метод известен ещё с прошлого века.
Он безусловно упростит некоторые аспекты, однако не снимает сути проблемы, связанной с отмеченной Президентом непродуктивной экспертизой проектов. Сегодня эксперты и проектировщики могут месяцами перелистывать и сверять тонны папок, благо в их распоряжении имеются 2305 нормативных документов. По некоторым сведениям, иногда на поиск бумажного оригинала требуемых нормативных документов уходит до 40 процентов рабочего времени проектных компаний.
При этом сами требования нередко дублируются и противоречат друг другу, что позволяет порой утверждать или отклонять проектные решения просто по усмотрению и личной заинтересованности экспертов.
В этой связи вынуждены напомнить, что фракция ДПК «Ак жол» еще в 2013 году предлагала перевести нормативную базу в сфере строительства в цифровой формат, что свело бы все согласительные процедуры к системе «одного окна» (ДЗ-165 от 02.10.2013 г.).[1]
Аналогичная практика уже около десятка лет применяется в мире, в частности, функционируют сингапурские системы CORENET и ePlanCheck, венгерский ArchiCAD, а также их аналоги и конкуренты в Британии, США, Канаде и других странах, входящие в понятие BIM-технологий (Building Information Modeling).
Главным этапом перехода к ним является оцифровка архитектурно-строительного каталога нормативных документов (АСГК 1.1).
Актуальность работ по оцифровке действующих НПА и НТД строительной отрасли (в соответствии с АГСК 1.1) вызвана рядом существующих на сегодняшний день основных проблем:
- На текущий момент, ни одна из поисковых систем: ИС “Ереже”, ИПС "Әділет", ИС “Параграф” не содержит полного перечня действующих НПА и НТД строительной отрасли в соответствии с АГСК 1.1;
- В составе АГСК 1.1 до сих пор остаются 23 бумажных документа, цифровые копии которых отсутствуют. В этой связи, в проектных компаниях до 40 процентов рабочего времени может тратиться на поиск бумажного оригинала действующих НПА/НТД;
- Требования к одному и тому же объекту или процессу нередко разбросаны по разным документам. Это требует от участников рынка больших затрат времени и ресурсов, ведёт к неизбежным ошибкам и нарушениям. Аналогичным образом возрастает неэффективная нагрузка на органы экспертизы и контролирующие органы;
- Наличие противоречий между требованиями некоторых НПА/НТД, выявляемых только из совокупности документов АГСК, ведёт к коррупциогенности, ошибкам и злоупотреблениям в данной сфере.
- различными организациями строительной отрасли Казахстана уже предпринимаются попытки автоматизировать указанные процессы, а также выдвигаются требования предоставить единый IT-продукт. При этом, в ходе самостоятельных попыток, помимо субъективного толкования и неполноты рассмотрения всей совокупности действующих норм, добавляется ещё и риск внесения в автоматизированные системы ошибок, связанных с ручным вводом требований.
Цифровизация нормативной базы строительства в течение 2-3 лет позволила бы свести воедино все требования в отрасли, выявить и устранить противоречия, автоматизировать формат контроля технической безопасности проектных решений, автоматизировать процедуру экспертизы и повысить качество проектов. Это трудный, но разовый и необходимый процесс.
Вместе с тем, он открывает новые возможности для дальнейшего развития отрасли. Работа цифровой системы нормативной базы позволит перейти к проектированию зданий и сооружений по требованиям исключительно по требованиям единой базы данных. Нарушение строительных норм и правил при таком проектировании уже практически исключено.
Более того, следующим этапом внедрения системы может стать полная автоматизация проектирования, согласно нормативным требованиям и заложенным параметрам заказчика. В параметры могут быть заложены конкретные строительные материалы, что сделает прозрачной формирование стоимости проектов. В этом случае, время проектирования сократится до минимума, а потребность в экспертизе проектов, на необходимость кардинального снижения которой прямо указал Касым-Жомарт Кемелевич, - полностью отпадёт. Это даст огромную экономию времени и многомиллиардных средств, исключит коррупционные затраты и приведёт к значительному снижению стоимости строительства. По некоторым данным, строительные компании теряют до 10% прибыли только из-за ошибок при ручном расчёте требований проектирования. Просто умножьте эту цифру в масштабах всей страны – сокращение этих потерь стало бы первым экономическим результатом предлагаемой реформы, не говоря о последующих.
Мы понимаем, что это огромная и непростая работа, требующая больших затрат. Но для успешного развития нужно своевременно перенимать опыт передовых стран, не отставать в освоении цифровых технологий в отрасли, которая играет столь важную роль как для экономики, так и для качества жизни.
После нашего предыдущего запроса о внедрении цифровизации в проектирование прошло 7 лет. Это время упущено, потому что есть консерватизм и сопротивление структур, заинтересованных в нынешнем положении. Но стране нужно двигаться вперёд, нужны перемены и ускорение, как и потребовал Президент. Иначе мы останемся в прошлом веке, когда весь мир набирает обороты в будущее.
В связи с вышеизложенным, уважаемый Аскар Узакпаевич, депутатская фракция ДПК «Ак жол», просит Вас, во исполнение поручений Главы государства, рассмотреть указанные предложения.
С уважением,
Депутаты
фракции ДПК «Ак жол»
[1] http://www.parlam.kz/ru/mazhilis/question-details/5653