18
Сентября

18.09.2024

"Ак жол": Кто отвечает за качество дорог?

Министру транспорта РК

М.К. Карабаеву

Мемлекет басшысы 1 қыркүйектегі Жолдауында қазақстандықтар өмірінің астарлы және ажырамас бөлігіне айналған мәселе – жол сапасы мәселесін шешу міндетін нақты атап көрсетті. Жолдар мен көпірлер мемлекеттің стратегиялық объектілері болып табылады, олардың жағдайы республиканың ұлттық қауіпсіздігіне тікелей әсер етеді. Ал, уақыт көрсетіп отырғандай, біздің ақшаға салынған жолдарымыздың сапалы болуы үшін техникалық қадағалаудың немесе Жол активтерінің сапасы жөніндегі ұлттық орталықтың бақылауы жеткіліксіз болды. 

Отрадно, что Президент в своем выступлении отметил значение общественного контроля. Можно привести десятки примеров, когда только после общественного резонанса, инициированного активными гражданами, устранялись дефекты на дорогах. Между тем, возникает вопрос к Национальному центру качества дорожных активов. Где результат вашей работы за 5 лет? Почему, имея филиалы в каждом регионе, будучи казенным предприятием, то есть получая финансирование из госбюджета, до сих пор не сделали наши дороги лучше? Аналогичный вопрос можно задать и к технадзору.

В июле текущего года в ходе заседания Правительства Национального центра качества дорожных активов отчитался перед Премьер-Министром о своей работе. В докладе звучали цифры об обнаруженных несоответствиях. К сожалению, Национального центра качества дорожных активов, как Центр качества, вместо того чтобы не допускать эти несоответствия, бравирует впечатляющими цифрами о том, сколько он обнаружил несоответствий. Президент в своем Послании поручил охватить средним ремонтом не менее 10 тысяч км дорог по всей стране. Ведомственной экспертизой среднего ремонта занимается Национального центра качества дорожных активов. Напрашивается вопрос, где логика? Национального центра качества дорожных активов сам проводит ведомственную экспертизу, сам дает рекомендации для строительства в виде рецептов, подборов и сам же находит недостатки в работе подрядных организаций. Подобное противоречие, т.е. конфликт интересов недопустим при реализации стратегических задач государства.

По величине территории страны в мире Казахстан находится на девятом месте. Но по протяженности дорог занимает лишь 32 место. А вот по качеству мы находимся, к сожалению, вообще уже ближе к концу списка - 93 место из 118.

Также Президент отметил, что для усиления общественного контроля необходима единая цифровая платформа с информацией о всех видах ремонта и строительства дорог, в том числе и внутригородских. Здесь нужно отметить, что большая доля критики приходится именно на внутригородские дороги и дороги районного значения. Если в крупных городах и областях перешли на современные конструктивы, то в регионах до сих пор строят по старинке, не учитывая возросшее количество автомобилей, урбанизацию городов и районных центров.

Министерство транспорта не раз в этом году в СМИ заявляло о цифровизации отрасли, о цифровых «двойниках» дорог и мостов, об общей базе дорожно-строительных материалов. Как видим, наработки есть, осталось дождаться финальной версии.

В связи с вышеизложенным, депутатская фракция партии «Ақжол» просит:

1.Пересмотреть имеющийся многоступенчатый контроль за качеством, а именно эффективность и целесообразность технического надзора и центра качества и выработать действительно работающий механизм, который будет нести не карательную и статистическую функцию, а консультативную помощь и научный подход в строительстве;

2.Внедрить в механизм контроля общественный контроль, который станет глазами налогоплательщиков, на чьи деньги и строятся дороги;

3.Пересмотреть проекты в городах и районных центрах с учетом современных реалий и имеющихся инновационных методов согласно Посланию Президента.

4.Внедрение современных технологий для автоматизации процессов контроля качества дорожных активов (например, использование дронов или сенсоров для проверки состояния дорог).

5.Публикация отчетов о состоянии дорожных активов и проведенных проверках на официальном сайте центра для повышения прозрачности работы.

С уважением,

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»

Бейсенбаев Е.

Перуашев А.

Еспаева Д.

Иса Қ.

Барлыбаев Е.