11
Января

11.01.2023

«Ак жол»: Несмотря на выявленные 5 лет назад нарушения, сохраняется угроза безопасности воздушным полетам в районах аэропортов

Премьер-министру

А.Смаилову 

Генеральному Прокурору

Б.Асылову

27 декабря 2019 года в районе аэропорта г.Алматы произошла катастрофа с самолетом Фоккер-100, который на взлете попал в сложную воздушную обстановку, прервал взлет и выкатился на приаэродромную территорию аэропорта г.Алматы, где столкнулся с капитальным двухэтажным домом, незаконно построенным в 9-10 метрах за ограждением аэродрома, и разрушился, что явилось причиной гибели 12 и ранений 47 человек, находившихся на борту самолета.

Позже выяснилось, что данный дом был построен самовольно без каких-либо разрешений уполномоченного органа в сфере гражданской авиации (т.е. Комитета гражданской авиации МИИР РК), хотя, согласно законодательству, получение такого разрешения требуется для всех объектов любой высоты на расстоянии до 4 км от ближайшей точки взлетно-посадочной полосы. Значит в данном конкретном случае жесткой посадки на своём пути самолёт не должен был встретить ни одного капитального строения, а жертв могло не быть!

За 2,5 года до катастрофы Главная транспортная прокуратура ГП вносила представление в МИИР РК, где указывала, что «Бесконтрольно оставлены Комитетом (гражданской авиации) вопросы выделения местными исполнительными органами земель из приаэродромной территории под строительство объектов, в т.ч. ИЖС. Имели место более 800 объектов, возведенных в нарушение пункта 1 статьи 90 Закона (Закон об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации) без соответствующего разрешения Комитета в районе аэропортов г.г. Алматы, Актау, Атырау, Актобе, Усть-Каменогорск, Кокшетау, Тараз и Шымкент, часть из которых угрожала безопасности полетов» и требовала «…– принять меры по недопущению выдачи местными исполнительными органами земельных участков на приаэродромной территории без разрешения КГА».

То есть наличие системной проблемы по всей стране было выявлено ещё в 2017 году. Времени было достаточно, чтобы разобраться с незаконно построенными домами возле всех указанных прокуратурой аэропортов, в том числе в Талгарском районе Алматинской области.

В 2021 году были осуждены чиновники Талгарского района Алматинской области, которые в 2013-2015 годах незаконно выдали земельные участки на приаэродромной территории аэропорта г.Алматы. Но на незаконно выданных участках невозможно ничего построить по закону – и поэтому эта земля должна быть возвращена в государственный земельный фонд, но этого не сделано до сих пор.

Прошло уже более 3 лет после катастрофы с самолетом Фоккер-100, однако все незаконно построенные дома на прилегающей к аэропортам территории стоят на прежнем месте и продолжают угрожать безопасности воздушных судов и их пассажиров. Более того, застройка продолжается.

Известный юрист Бакытжан Базарбек в 2020 году сообщал, что в 100 метрах от злополучного дома, на приаэродромной территории г.Алматы, вместо санитарно-защитной зоны и зоны ограниченной застройки шириной не менее 500 метров от ограждения аэропорта, власти Талгарского района расположили коттеджный посёлок с десятками домов. Коттеджный городок и жилой район за ним полностью газифицированы.
То есть в случае повторения аварийной посадки суден на приаэродромную территорию, возможны уже не просто столкновение со зданиями, но и взрыв газопровода с последующим пожаром. В такой ситуации больше не выживет никто.
Ситуация с незаконно построенными строениями рядом с аэропортами и их взлётно-посадочными полосами остаётся нерешённой и во многих других городах нашей страны.

На днях вышла информация о том, что в ноябре 2018 года при наличии имеющихся нарушений на приаэродромной территории аэропорта г.Алматы должностные лица Комитета гражданской авиации МИИР РК, не предприняв необходимых мер, выдали АО «Международный аэропорт «Алматы» сертификат годности аэродрома. Антикор начал досудебное расследование в отношении данных лиц, допустивших бездейстие по службе, повлекших тяжкие последствия (ст.370 УК РК ч.4.). Значит есть высокая вероятность, что не все должностные лица понесли наказание за неправомерные действия, из-за которых произошла трагедия в декабре 2019 года.

Только сегодня появилась наконец информация, что КГА собирается заняться данным вопросом в районе аэропорта Алматы.

Чем эти же чиновники занимались 5 лет?

И как быть с другими аэропортами, где также ещё 5 лет назад были выявлены незаконные застройки вокруг взлетно-посадочных полос аэропортов?

В связи с вышеперечисленным, депутатская фракция «Ак жол» требует:

1. Принять все необходимые меры для устранения нарушений по капитальным объектам, незаконно построенным на приаэродромных территориях и находящихся в опасной близости от взлётно-посадочных полос аэропортов всей страны, включая аэропорт г.Алматы.

2. Установить и привлечь к ответственности должностных лиц, из-за действий (бездействий) или халатности, которых ситуация вокруг аэропортов по всей стране до сих пор угрожает жизни наших граждан.

С уважением, депутаты фракции «Ак жол»