Премьер-Министру
РК
Председателю
Агентства РК
по
противодействию коррупции
Генеральному
прокурору РК
12 октября т.г нами был озвучен депзапрос
о необходимости ликвидации СПК и передаче всех видов их деятельности в
конкурентную среду.
Несмотря на то, что основная цель СПК -
содействие экономическому развитию регионов, по факту СПК превратились в хозяйственные ведомства при акиматах,
распоряжающиеся средствами стабилизационного фонда.
В ответе
на наш запрос Правительство заявило, что СПК планируют переформатировать в
региональные институты развития, задачами которого будут являться содействие
местным исполнительным органам в создании условий для повышения
конкурентоспособности региона. Фракция
«Ак жол» считает, что ответ Правительства не решает поставленные в нашем
запросе проблемы.
Поводом дополнительного запроса по
деятельности СПК послужил ряд материалов в СМИ о выявлении антиконкурентных
действий СПК при предоставлении земельных участков. На соответствующий запрос
фракции в отношении этих фактов, Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК)
ответило, что по
результатам антимонопольных проверок, в большинстве СПК, вместо создания новых
производств и инновационного продукта, распространилась массовая выдача
участков под строительство ресторанов, торговых домов, автозаправочных станций,
автомоек, коттеджных городков, многоквартирных домов без конкурсных отборов,
объявлений и отбора, кулуарно - в кабинетах акиматов.
Между
тем, статья 48 Земельного кодекса предусматривает возможность выделения участков
через СПК только для реализации инвестиционных или инновационных проектов, к
которым Предпринимательский кодекс относит производство или создание нового
продукта.
Так,
за 3 года акимат Астаны через торги выдал всего 6 земельных участков, а без
конкурса - 889. Последний аукцион датируется 2020 годом. При выдаче участков
для строительства домов каждое СПК самопроизвольно определяет размер и вид
возмещения за участки. В городах Астана, Алматы СПК взымает 2,5%, СПК Ертыс - 90%
от объема строительства жилья.
Между
тем, полученные от застройщика жилые помещения, в обход государственного жилфонда,
напрямую распределяются среди работников акиматов и СПК.
Так,
за 14 участков в районе дипгородка столицы СПК «Астана» уже получил 13 квартир
в ЖК бизнес-класса «Atlant», из которых 8 проданы, а 5 переданы сотрудникам СПК
и акимата.
Есть факты, когда земли в центре столицы
доставались застройщикам по 2,4 млн. за сотку - таких проектов в столице 216.
За последние 5 лет 70% участков выделены
под строительство жилья и помещений (т.е. 216 из 440 объектов).
Еще одним способом внеконкурсного
распределения земельных участков является реализация проектов по строительству
жилья на территории СЭЗ. Несмотря на то, что действующий закон о СЭЗ исключает
возможность реализации проектов по строительству жилья, в перечень приоритетных
видов СЭЗ в городах Астана, Туркестан и Актау включено строительство жилья.
Отбор участников тоже проходит без конкурса.
Из 118 проектов строительства жилья 65 или
55% реализуется одной компанией.
На территории СЭЗ «Астана» из 215 проектов,
только 80 связаны с созданием производств на 38 млрд. тенге, остальные 135
проектов на 3,4 трлн. тенге или 99 % - это строительство жилья и зданий. Это
означает, что действующие СПК и СЭЗ в основном занимаются коммерческими
проектами по строительству жилья, используя бюджетные и земельные ресурсы
государства.
При этом, безвозмездное получение
участков, освобождение от налоговых и таможенных сборов на территории СЭЗ никак
не отражается на конечной стоимости жилья.
Аналогичная ситуация по выдаче земельных
участков для жилищного строительства наблюдается и у других СПК. По СПК
«Алматы» на строительство ЖК, автокомплексов, АЗС, торговых площадок реализовано
29 земельных участков, по СПК «Жайык» - 23,
по СПК «Ертыс» - 7. СПК «Атырау» приобрел 175 участков
для реализации 26 инвестиционных проектов, из которых только 2 соответствуют
целевому назначению.
На
сегодня из 12 антимонопольных
уведомлений только 6 исполнены добровольно региональными
СПК (Мангистауской, Жамбылской, Атырауской, Кызылординской,
Северо-Казахстанской областях, г. Алматы). Другие регионы считают возможным
продолжать такую деятельность и пытаются в судах обжаловать действия
компетентного органа.
В этой связи, фракция «Ак жол» требует:
1.
Вернуться к вопросу ликвидации СПК как экономически неэффективной и крайне
коррупционной системы управления госсобственностью;
2.
провести прокурорскую проверку деятельности всех СПК на предмет распоряжения земельными
ресурсами и доходами, полученными от реализации проектов;
3. по результатам проверок антимонопольного
агентства принять меры в отношении должностных лиц, допустивших нарушения;
4. ужесточить ответственность за внеконкурсное выделение
земельных участков.
С уважением,
депутаты
фракции «Ак жол»